Зал Врубеля в Третьяковской галерее — главные произведения

Зал Врубеля в Третьяковской галерее — главные произведения
На чтение
30 мин.
Просмотров
194
Дата обновления
07.11.2024

Зал Врубеля в Третьяковской галерее

В июне 2007 г. к 150-летию художника был открыт реконструированный большой зал Врубеля в Третьяковской галерее. Наряду с живописью представлены графика и скульптуры, которые присутствуют в наследии Михаила Александровича.

При посещении экспозиций их можно обозреть в специальных нишах, оборудованных противобликовыми стеклами, которые сохраняют графические работы от выцветания. Скульптуры заключены в стеклянные ниши, освещаемые светодиодами.

Врубель Михаил Александрович — кто он?

Врубель — художник многогранный: ему принадлежат как масштабные панно, так и книжные иллюстрации. Кроме того, Врубель — автор множества театральных костюмов, майоликовых скульптур и витражей.

Врубель родился 5 (17) марта 1856 г. в Омске. Одно из детских воспоминаний — болеющая чахоткой мама вырезает из бумаги диковинных зверей. Возможно, это стало истоком будущих образов талантливого живописца.

Михаил Врубель «Автопортрет с раковиной»

Михаил Врубель «Автопортрет с раковиной»

В 3 года лишился матери, воспитывался в глубокой любви к русскому фольклору, где его воображение населял мир русских сказок. Эта культура позволяла ему оставаться самобытным художником, объекты творения которого вызывали яростные споры критиков. Как автор он никогда не позволял себе идти по пути подражания любому авторитету.

Свой талант живописца он обнаружил рано — в 9 лет. Тогда мальчик смог по памяти воспроизвести копию «Страшного суда» Микеланджело. Отец всячески поощрял занятия сына, нанимая учителей, помогающих развивать способности мальчика. И на общеобразовательном поприще он был среди лучших, окончив Одесскую гимназию с золотой медалью.

После Одессы Врубель направился в Санкт-Петербург, где поступил в университет. Его ближайшей целью стало получение образования юриста.

В столице Российской империи, чтобы удержаться на плаву, он занимается репетиторством, и благодаря этому занятию знакомится с семейством Папмелей, у которых часто бывали художники, музыканты, поэты. В этот период в голове талантливого юноши зародилась идея выбрать в качестве своего основного ремесла живопись, а не юриспруденцию. Но сначала ему пришлось окончить университет и отслужить в армии.



Когда ему было 24 года, Врубель неожиданно для всех поступил в Академию художеств в качестве слушателя. Михаил Александрович был старательным студентом, с уважением относился к преподавателям — этим он отличался от многих учащихся, считавших правилом хорошего тона критиковать своих учителей. Его эскиз «Обручение Святой Девы Марии с Иосифом» в 1881 г. был отмечен Серебряной медалью и протекцией преподавателя. Михаил отправился в Киев на реставрацию Кирилловской церкви.

Пять лет в Киеве были для художника важной школой, но наряду с восстановлением работ мастеров XII в. были и другие важные моменты жизни.

Любовное пламя опалило сердце Михаила, и ничто не помогало отвлечься: ни учеба в Италии, ни отсутствие денег, ни насмешки и безответность чувств — Врубель не хотел браться за ум, практически полностью пропивая небольшие деньги. Даже приезд отца и последовавшая за этим болезнь не встряхнули молодого человека. Михаил Александрович едет в Москву, предупредив отца, что хочет навестить друзей.

Там он поселился у своего коллеги — Коровина, который и свел Врубеля со знаменитым меценатом Саввой Мамонтовым. В период искания, когда, казалось, против художника ополчился весь мир, только Мамонтов продолжал верить в талант Врубеля. В 1896 г. купец настоял на участии в Нижегородской выставке, ставшей испытанием для автора «Принцессы Грезы».

Сложный характер Михаила не способствовал росту количества друзей. Тем более удивительна его встреча с будущей женой, предложение которой он сделал чуть ли не в день знакомства.

Несмотря на все жизненные неурядицы, Врубель в 1905 г. стал академиком живописи. Это произошло в самый тягостный период, когда живописец практическим ослеп, а его психическое здоровье было подорвано.

Демон, 1890

В конце XIX в. братья Кушнаревы и издатель П. Кончаловский задумали выпустить юбилейное издание М. Ю. Лермонтова. Над изданием работали 18 именитых художников, и Врубель был одним из тех, кому выпала честь придать видимый образ персонажам великого русского поэта. Ему принадлежит мистическое черно-белое изображение царицы Тамары и Демона.

Это не единственное обращение к данной теме, — позднее Врубель создает одну из своих наиболее узнаваемых картин — «Демон сидящий». Это полотно стало его визитной карточкой. На первый взгляд,  фигура сосредоточила в себе всю безысходность человека. Она не вмещается в отведенное для нее пространство. Внутри скрыта большая сила, но глаза полны тоски, они смотрят в сторону заходящего солнца, не ожидая от дальнейших событий ничего хорошего.



Это изображение опустошения внутреннего мира поражает своим мастерством и пониманием внутреннего мира героя. Он отовсюду изгнан, всеми отвержен. Врубель писал о нем сестре: «Дух, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый».

Этот мятущийся дух стал главной темой творчества великого художника, словно внутренняя натура живописца отражается в этой позе. Необычная техника работы рождает на свет формы, подобные кристаллам. Автор много работал над образом, внося изменения даже в выставляемую картину. Образ Демона часто был главной темой его сюжетов, внося смятение в его беспокойную душу.

Испания, 1894

Врубель творил увлеченно и много, он находился в постоянном поиске, не боялся рисковать, всегда был готов учиться, часто практически полностью переписывал почти оконченные картины, если находил какой-то изъян, либо просто пересмотрев настроение персонажа. Эта необузданность присуща и его героям. Одним из совершенных творений Врубеля считается полотно «Испания».

Автор практически не переделывал его, что уже само по себе удивительно. Врубель никогда не был в Испании, но в результате смешения воображения, красок и мастерства миру было представлено яркое изображение испанского темперамента.

Вдохновленный героями «Кармен», Врубель старательно постигал душу испанцев, находя необъяснимую прелесть в характере этой нации. Три персонажа «Испании» словно застыли на мгновение и вскоре они продолжат свою жизнь.

Спокойно стоящая, однако неприкрыто взволнованная женщина смотрит в глаза зрителям проникновенным горящим взглядом. О чем она думает, не знает никто, кроме, возможно, двух мужчин, находящихся за ее спиной. Но один погрузился в себя, устремив глаза в пространство перед собой, а второй подозрительно скосился в сторону зрителей. Его тело напряжено и прислонено к стене. Ни разу не посетив Пиренейский полуостров, Врубель смог передать кипящий характер испанцев.

Портрет Саввы Мамонтова, 1897

Северный Лоренцо Медичи, как называли русского мецената, сыграл не последнюю роль в жизни и творчестве Врубеля. Возможно, этим объясняется то, что практически не писавший портретов художник сделал исключение для этого человека, и сделал это так, что впоследствии сам гордился этим и даже писал жене: «Портрет С. И. как экспрессия, посадка, сила языка и вкусность аксессуаров прямо очаровали меня. В высшей степени смелая и красивая техника и не мазня, а все, что сделано, более чем правдиво — красочно и звучно».

Знаменитый предприниматель изображен сидящим в кресле. Его поза, выражение лица — все это, по мнению критиков, делают его похожим на русского богатыря. Сила наполняет купца через край, не давая расслабиться в кресле. На первый взгляд, он секунду назад собирался встать, но что-то его остановило, заставив замереть, откинувшись на спинку кресла.

Эмоции, настроение, черты характера и привычки, — все нашло отображение на холсте. Общий фон неприкрыто мрачный, он словно пророчит предпринимателю трудности, готовящиеся обрушиться на Мамонтова.

Портрет Надежды Ивановны Забелы-Врубель, 1898

Еще одним удачным портретом мастера является портрет его жены. К моменту их встречи в 1895 г. она была уже популярной оперной певицей, а Врубель не мог похвастаться известностью. Тем не менее через два месяца было объявлено о помолвке, а вскоре они обвенчались. Надежда Ивановна стала его женой и музой.

В 1898 г. Михаил Александрович пишет ее портрет. Удивительная гармония наполняет картину. Легкие светлые краски передают характер супруги живописца. Платье, в котором она изображена на портрете, также сделано по эскизу художника. Полотно создавалось в манере импрессионизма, к которому Врубель прибегал редко. Изображение Надежды Ивановны словно наполнено светом, но в то же время в нем присутствует неуловимая тайна.

Для лучшей передачи настроения фон был выполнен техникой мазка, который создает ощущение мерцания воздуха и усиливает таинственность героини.

Пророк, 1898

В 1896 г., находясь в поисках вдохновения, Врубель обращается к творчеству А. С. Пушкина, особенно его заинтересовал «Пророк». Какое-то время Михаил Александрович делал наброски, эскизы, пытаясь поймать идею, позволившую бы ему создать законченное произведение, но это не удавалось.

Через 2 года он вернулся к наследию великого русского поэта, но пересмотрел свое видение сюжета.

Первоначально его «Пророк» был изображен в полный рост, а к 1898 г. от него осталась только верхняя половина, нижнюю часть полотна автор просто отрезал, впоследствии использовав ее для другого полотна. Два персонажа — Пророк и Ангел — под отливающим красным ночными звездами. Картина полно передает потрясение старца при появлении Ангела. Серафим сразу помещается на первый план, яркие цвета сходятся на крыльях, олицетворяя обреченность Старца. Впоследствии к теме «Пророка» Врубель еще вернется.

Пан, 1899

Находясь в Харькове, Врубель буквально за несколько дней написал этот живописный сюжет. Для этой работы он использовал холст с начатым портретом жены. Вдохновителем стал Анатоль Франс, точнее, книга «Золотой сатир».

Пан Врубеля наполнен весельем, органично связанным с пейзажем. Его растрепанные волосы, голубые глаза напоминают доброго дедушку, но рожки, мускулистые руки и козлиная шкура в нижней части полотна красноречиво свидетельствуют о животной натуре персонажа.

Автор размещает этого древнегреческого героя на фоне русской природы, куда тот органично вписывается, навевая ассоциации с лешим. Благодаря черным волосам, которые покрывают его нижнюю часть, создается впечатление, что Пан словно врос в землю. В руке зажата флейта. На заднем плане — тонкий серп луны, покоящийся на верхушках деревьев. Тихая, умиротворяющая картина, удивительное проникновение мистической силы в реальность. Она стала первой среди «сказочного цикла». «Пан» считается самой яркой картиной в его «сказочном цикле».

Царевна-Лебедь, 1900

Автор не впервые работает над этим персонажем. Михаил Александрович создавал костюмы, в том числе и для своей жены, исполняющей партию Царевны-Лебедь в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Но, увидев оперу в день премьеры, он был потрясен красотой произведения.

Героиня картины имеет совсем небольшое сходство с оригиналом, если верить фотографиям Надежды Забелы-Врубель, в частности той, где Надежда запечатлена в роли Лебедя, однако это она стала вдохновителем этого шедевра.

Грустно смотрит сказочная царица с полотна, на фоне заката она еще более таинственна. За спиной вдалеке — город. Этот город Врубель писал с декорации, автором которой был он сам. В Царевне-Лебедь художник соединил два начала: мистическую силу воды и возвышенную мощь неба.

Сирень, 1900

Фиолетовые оттенки создают сказочное настроение картины. Техника работы мастихином создает эффект вырастания цветков сирени словно из темноты, создавая ощущение нереальности. В пене сиреневых, фиолетовых и лиловых цветов появляется фигура девушки. Создается впечатление, что этот персонаж возник внезапно, словно вырос в темноте из ниоткуда.

Девушка похожа на лесную фею, нимфу, и это параллель с другой картиной — «Пан», ведь, согласно мифологии, Пан влюблен в нимфу.

Живописец говорил, что Сирень — это отсылка к имени Сиринга, принадлежащему той самой нимфе. Очертания героини размыты, они словно сливаются с пышной сиренью, создавая эффект целого.

Значение шедевров Врубеля

Мнение искусствоведов и исследователей относительно места Врубеля в мировом искусстве неоднозначно. Художника нельзя отнести к типичному представителю модерна — этому направлению принадлежат наиболее спорные произведения Михаила Александровича, для этого направления он слишком увлечен внутренним смыслом натуры. Скорее, он смог найти себя в символизме, передавая философскую природу персонажей.

Считая академизм отправной точкой, где берутся базовые навыки, мастер легко эволюционировал в своих произведениях. Врубель был индивидуалистом, которого не интересовали идеи, вдохновляющие художников его поколения.

Наиболее полно творчество Михаила Александровича представлено посетителям в Государственной Третьяковской галерее в Москве и Русском музее Санкт-Петербурга. В честь него получили свое наименование некоторые объекты в городах, связанных с его творчеством и жизнью: Омске, Москве, Воронеже.

Другие статьи про Третьяковскую галерею и художественные музеи, читайте здесь и здесь.

0 Комментариев
Комментариев на модерации: 0
Оставьте комментарий