Храм Василия Блаженного в Москве: фото, описание, история создания, архитектура

Среди многочисленных церквей Москвы есть особое место – храм Василия Блаженного, который также носит имя Покрова Пресвятой Богородицы. Это – одна из ключевых достопримечательностей столицы и признанный объект культурного наследия. Его не зря часто называют восьмым чудом света.

Здание с разноцветными куполами, что на рву у Красной площади, сразу предстает перед гостями города во всем своем величии. Не менее интересна и история создания храма – он пережил немало катастроф и тревожных событий, но сохранился практически в первозданном виде.

Храм Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного. Источник: ru.wikipedia.org

История

Строительство храма можно назвать частью русской истории, так как ему предшествовали важные для развития страны события. Собор был возведен по указанию Ивана Грозного, после взятия Казанской крепости и присоединения одноименного ханства к империи. Самодержец дал обет – в случае победы построить большой собор, а так как решающая битва совпала с празднованием Покрова Божьей матери, церковь была освящена в честь него.

Начало

Василий Блаженный
Василий Блаженный

Работы были закончены за 6 лет, что можно назвать одним из самых кратких сроков возведения грандиозных памятников архитектуры. Высота строения равнялась 65 метрам, и до XVII века оно считалось самым высоким в столице. План строительства тоже можно назвать уникальным; дело в том, что в честь каждого из завоеваний Ивана Грозного на Красной площади строились маленькие деревянные церквушки, которые окружали Троицкую церковь. Митрополит Макарий предложил самодержцу создать единый храм, который объединит в себе все объекты.

По поводу устройства собора существует множество версий и легенд. Одна из них гласит, что он в точности повторяет архитектуру и особенности Казанской мечети Кул-Шариф, которую разрушили русские войска. Согласно другой, он должен был сыграть роль отечественного Иерусалима и утвердить концепцию «Москва – третий Рим».

XVI век

Фундамент возводили в 1555 году, а в качестве материала для строительства использовался кирпич и белый камень. Основная особенность храма заключается в том, что при немалой высоте строения у него отсутствует массивное основание. Здание стоит на высоком подклете и искусственной насыпи, которая находится на месте бывшего оборонительного рва. Храм строился в несколько этапов, работы были полностью завершены в 1561 году, но внешний облик здания несколько раз менялся.

Отсутствие глубокого фундамента у храма противоречит легенде, которая утверждает, что в его подвале хранится библиотека Ивана Грозного.

А вот теория о подземных ходах, ведущих к самому Кремлю, нашла подтверждение совсем недавно. В один из провалов основания залез барсук, который, скорее всего, пришел из расположенного достаточно далеко Тайницкого сада.

Мечеть Кул-Шариф
Мечеть Кул-Шариф. Источник: ru.wikipedia.org

XVIII век

Согласно церковным книгам и летописям, к 1722 году соборный комплекс включал 18 церквей, или престолов, но в 1737 году был практически полностью уничтожен во время масштабного возгорания. Восстановление здания поручили архитектору Ивану Мичурину, который составил подробную схему и описание обновленного собора.

С 1784 по 1786 год он реставрировался по приказу Екатерины Второй, а в 1812 году подвергся разграблению солдатами войск Наполеона. Говорят, что Бонапарт сначала хотел перевезти собор во Францию, а когда осознал невозможность этой затеи, принял решение взорвать его. Все было готово к уничтожению храма, но фитили пушек погасли под дождем, который пошел после молитвы столичных жителей.

Очередная масштабная реконструкция строения прошла в 1890-х годах – его украсили витражными стеклами, а реставрация проводилась в 1900-1912 годах. В послевоенный период собор пребывал в плачевном состоянии, несмотря на то, что государство взяло его под охрану. Там был устроен музей, но стены и крыша сильно обветшали, и в 1920 году его снова отреставрировали. В последующие 20 лет службы в храме не проводились, но его могли посетить все желающие.

Собор Василия Блаженного. 1830-е
Собор Василия Блаженного. 1830-е

XX век

Покровский собор на Рву устоял даже в советские годы, когда большевики проводили массовое закрытие и разрушение церквей. Строение лишилось только колоколов, которые были сняты и переплавлены.

Возможно, здание было бы уничтожено подобно остальным религиозным объектам, но за него вступился сам Иосиф Виссарионович. В 30-х годах Лазарь Каганович, демонстрируя Сталину схему и описание реконструкции Красной площади, снял с нее макет, изображавший храм, после чего генералиссимус строго велел вернуть его обратно.

В 1936 году достопримечательность опять хотели снести, но она уцелела благодаря поддержке известных людей. Во время Второй мировой войны храм пострадал от бомбежек, и в 50-х годах была проведена очередная реставрация – ему практически полностью вернули внешний вид XVI века. После распада СССР на звоннице вновь появились колокола, а первое богослужение провели в 1991 году. Сейчас это архитектурно-исторический памятник, который представляют как одно из семи «чудес света» России. Он выступает частью Государственного музея истории и включен в перечень объектов ЮНЕСКО, которые подлежат охране и защите.

Почему собор называют храмом

Официальное наименование достопримечательности – собор Покрова на Рву, но в народе он известен как храм Василия Блаженного. Согласно легенде, сбор средств на создание храма начал известный московский юродивый, которого впоследствии канонизировали как Василия Блаженного. Мужчина бродил по столичным улицам босым и практически без одежды, собранные монеты оставлял прямо на площади, а после смерти был погребен у стен здания.

В 1588 году, в память о нем рядом с восемью церквями появилась девятая, – тот самый храм Василия Блаженного. В отличие от остальных церквей, входящих в состав комплекса, он отапливался зимой, что позволяло проводить богослужения круглый год. Верующие привыкли в любое время года ходить на молитву именно в этот храм, и вскоре народным названием стали именовать весь комплекс.

Кто построил собор

Юрий Врублевский "Постник и Барма"
Юрий Врублевский “Постник и Барма”

Информация о зодчих в разных источниках значительно различается. Большинство специалистов сходятся во мнении, что его возведением занимался псковский мастер Постник Яковлев, имевший прозвище Барма. Другие историки утверждают, что Яковлев и Барма – два отдельных архитектора, которые отвечали за строительство будущего собора. Третьи источники говорят, что храм, как и многие другие постройки московского Кремля, возвели западноевропейские зодчие, поэтому он сочетает традиции исконного российского зодчества и европейского архитектурного стиля эпохи Возрождения.

К созданию собора приложили руку многочисленные реставраторы, но многие из них остались неизвестными. Последние работы начались в 2001 году, длились 10 лет, а на восстановление достопримечательности было потрачено 390 млн рублей. В результате рабочие восстановили интерьеры 10 церквей и их внутреннее убранство, отреставрировали образ Покрова Пресвятой Богородицы.

Существует легенда, что после постройки храма Иван Грозный повелел выколоть строителям глаза, чтобы они больше не сумели построить настолько великолепное здание. Историки этот факт не подтверждают, – если «отцом» достопримечательности является Постник, то через несколько лет он участвовал в работах по строительству Казанского кремля.

Архитектура

Облик собора со дня его возведения менялся не один раз – изначально его архитектура была достаточно строгой, а упор делался на декоративные элементы и ажурную отделку.

Историки утверждают, что он был своеобразным символом русского характера – снаружи большой и массивный, а внутри маленький и тесный.

Описание храма может показаться сложным, но на самом деле оно достаточно простое – десять отдельных престолов (церквей), расположенных по кругу вокруг центральной, носящей имя Покрова Пресвятой Богородицы. Они называются в честь праздников, во время которых проходили важные битвы за Казань.

Историк Лихачев утверждал, что храм Василия Блаженного напоминает растение или цветущий куст. Действительно, если посмотреть на фото, демонстрирующее его вид сверху, он слегка напоминает цветок. Восемь церквей, из которых четыре являются осевыми, а еще четыре расположены между ними, окружают центральную столпообразную церковь. Они увенчаны маковками в форме луковиц, причем каждая из них имеет свой орнамент и цвет.

Храм Василия Блаженного, вид сверху
Храм Василия Блаженного, вид сверху. Источник: echo.msk.ru

Значение цветовой окраски куполов до сих пор не разгадано. Есть версия, что святому Андрею Юродивому (Константинопольскому) однажды приснился сон, в котором ему привиделся Небесный Иерусалим с невероятными садами, где были увенчанные золотой листвой деревья с разноцветными плодами. Это видение и стало основой для росписи куполов.

Уникальная особенность храма – отсутствие подвальных помещений, которые заменяет шестиметровый подклет. В его стенах проделаны небольшие отверстия, благодаря чему там круглый год стоит особый микроклимат. Ранее вход в эти помещения прихожанам был запрещен – историки считают, что в них хранили царские сокровища. Сейчас подклет используется в качестве хранилища для ценных образов.

Внутреннее убранство каждой из церквей комплекса имеет свои особенности и отличается друг от друга по стилю оформления, гамме оттенков и манере исполнения. Часть стен расписана маслом, а в некоторых местах можно найти фрески XVI века.

Жемчужиной собора считаются иконостасы, которые состоят из более чем 400 уникальных икон, написанных в период с XVI по XIX век.

Интересно, что кирпичи, которые использовались при постройке храма, сохраняются лучше и меньше подвержены истиранию чем те, которые использовались во время реставрации.

Весь комплекс опоясывает крытая галерея с ажурными элементами, которая представляет собой единое целое с ансамблем. Ее стены расписаны растительными мотивами, полы выложены кирпичом – в некоторых местах обычной «елочкой», а в других сохранились особые узоры-розетки.

Иконы в храме Василия Блаженного
Иконы в храме Василия Блаженного. Источник: tut1.ru

Колокола были возвращены собору сравнительно недавно, всего несколько сотен лет назад, но многие из них представляют собой произведения литейного искусства. Самый старый из них был отлит в XVI веке, а самому «молодому» едва исполнилось 20 лет.

Храм Василия Блаженного используется не только как духовный объект, но и в качестве музея. Здесь можно найти образцы обмундирования и оружия, с которым воины Ивана Грозного шли на Казань, полотна известных русских живописцев, коллекцию старинных рукописей.

Практическая информация

Адрес собора: Красная площадь, 2. Официальный сайт: https://shm.ru/museum/hvb/.

Сейчас по адресу можно посетить действующие церкви комплекса (некоторые из них время от времени закрываются для реставрационных работ) – для этого на сайте храмов доступно расписание богослужений.

Режим работы собора – с 11:00 до 17:00, в это же время проводятся индивидуальные и групповые экскурсии, входные билеты стоят 500 рублей, работа экскурсовода, фото- и видеосъемка оплачиваются отдельно.

Храм Василия Блаженного – великая достопримечательность Москвы и всей России, которая хранит память о древних временах расцвета российского государства.

Если у вас есть возможность посетить это грандиозное сооружение, не упускайте шанс прикоснуться к истории страны и полюбоваться настоящим шедевром мировой культуры.

Ссылка на основную публикацию