Архангельский собор: что нужно знать перед посещением

Православные храмы России характеризуются своей сложной судьбой. Многие из них, изначально созданные из дерева, неоднократно разрушались из-за войн и пожаров, но неизменно отстраивались вновь. Соборами раньше называли главные церкви города или монастыря, в которых службу проводили высокие духовные чины: епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи. Но позже в крупных городах каждая значимая административная часть обзавелась своим главным храмом.

Архангельский собор Московского Кремля (святого Архистратига Михаила) – исторический памятник XVI века. Входит в состав комплекса «Московский Кремль».

Архангельский собор Кремль
Архангельский собор. Источник: ru.wikipedia.org

История собора

Феофан Грек
Феофан Грек

На территории нынешнего собора в середине XIII века был построен деревянный храм имени Архангела Михаила. А в 1333 году по указанию Ивана I Калиты на его месте возвели церковь из камня – Архангельскую. Здесь же располагалась усыпальница великих князей. Росписью занимался известный на Руси иконописец Феофан Грек вместе с учениками.

В начале XVI века здание пришло в полное расстройство, и Иван III приказал разобрать его. Было решено построить новый собор, для чего из Италии приглашены архитекторы во главе с Алевизом Фрязиным («Новым»).

Этот зодчий был легендарной личностью – до сих пор не установлено его настоящее имя. Часть историков склонна предполагать, что при рождении Алевиз носил имя Алоизио Ламберти да Монтиньяна, но прямых доказательств этому найти не удалось. Во время переезда итальянское посольство задержали крымские татары – иностранцы были вынуждены несколько лет заниматься строительством Бахчисарайского дворца.

Хан остался весьма доволен работой итальянца, сохранилось упоминание о его письме Ивану III, где Менгли-Гирей называет Алевиза «вельми великим мастером».

По прибытии в Москву (примерно в 1505–1506 годах) итальянец приступил к руководству строительством собора. Работы были закончены уже при сыне Ивана III – Василии III.

В середине XVI века храм горел. Несколько лет понадобилось новгородским и псковским иконописцам для восстановления живописи. При Алексеевиче Михайловиче Романове, русском царе, было решено обновить стенопись (фрески) собора. С этой целью были собраны лучшие мастера. Но из-за длительных войн, которые вела страна, казна опустела, а реставрация затянулась почти на 16 лет.

Храм еще не раз страдал от пожаров, но неизменно восстанавливался. При Екатерине II собор начал разрушаться после попытки возведения Кремлевского дворца, появившиеся трещины вовремя заметили, и строительство прекратили.

В 1812 году Архангельский собор вновь пострадал – ценности были вывезены, пострадала роспись и иконостас. В XIX веке храм несколько раз реставрировали, обновили купола, кресты обтянули латунным листом, сделали хозяйственные постройки для служителей.

Открытка. Архангельский собор в XIX веке
Открытка. Архангельский собор в XIX веке

В октябре 1917 года при обстреле Кремля в Архангельский собор попал снаряд, но серьезного ущерба не причинил. А в 1918 году храм закрыли и начали капитально реставрировать. Из-за двух войн (гражданской и Великой Отечественной) процесс затянулся до 1955 года.

В 60-х годах XX века на территории собора проводились локальные раскопки. В результате, советским антропологам (под руководством М. М. Герасимова) удалось воссоздать внешний облик нескольких русских царей по их останкам.

В 1991 году в Архангельском соборе возобновились богослужения.

Архитектура

По своему стилю храм относится к крестово-купольным соборам, распространенным в Византии в V–XII веках. Этот архитектурный тип стал основным при строительстве церквей на Руси.

Внешний вид

Архангельский собор выстроен из белого камня, его высота – 21 метр. Фундамент храма прямоугольный, вытянут с востока на запад. Стены собора выложены из кирпича, проемы окон продолговатые (щелевидные), группа из пяти куполов смещена к востоку. Фасад, разделенный пилястрами, разделяется двумя карнизами. Внешне может показаться, что здание разбито на две части. Нижняя – высокая и массивная – оборудована декоративными арками, верхняя – более легкая и изящная.

При возведении здания Алевиз применял итальянские мотивы зодчества – это видно по использованию декоративных элементов: по сочетанию окон разной формы и размеров (характерно для венецианского стиля), по многопрофильным объемным карнизам, ордерным пилястрам (выступ в стене, изображающий колонну) с растительными капителями (верхняя часть пилястры).

Иконостас

Рама иконостаса высотой 13 метров украшена многоцветной резьбой, делится на 4 части по горизонтали и на 3 – по вертикали.

Состоит из четырех частей:

  • пророческой – здесь представлены изображения пророков из Ветхого Завета. В их руках грамоты, в которых содержатся тексты предсказаний о принятии Христом образа человека, а в центральной части – Дева Мария с сыном на троне
  • деисусной – наполнена ликами Богоматери и апостолов (образ «Спас в силах»)
  • праздничной – присутствуют изображения ключевых событий Нового Завета
  • местной – тут располагаются иконы святых, которые были ангелами-хранителями великих князей, царей и императоров правящих династий.

Интересный факт: самая древняя икона была создана по просьбе вдовы великого князя Дмитрия Донского – Евдокии Дмитриевны (конец XIV – начало XV в.).

Усыпальница собора

В 1508 году Василий III приказал подготовить в Архангельском соборе царскую усыпальницу и перенести туда останки «прародителей своих». Первым был похоронен его отец – Иван Калита. Всего в храме 46 гробниц и 54 захоронения. В начале XX века надгробия решили покрыть бронзовыми футлярами. Последний самодержец, захороненный в усыпальнице, – император Петр II (в 1739 году).

Интересно расположение погребений в некрополе Архангельского собора: вдоль западной стены находятся останки родственников великих князей, вдоль северной – представители знати, впавшие в немилость и убитые. Возле северо-западного и юго-западного столпов лежат останки представителей монгольских знатных родов, которые приняли крещение. Романовы погребены у юго-восточного и северо-восточного столпов.

Усыпальница собора
Усыпальница собора. Источник: ru.wikipedia.org

Полезная информация для посетителей

Комплекс Архангельского собора расположен в столице – на территории Московского Кремля.

Точный официальный адрес – Москва, Россия, 103073 (координаты для навигатора – 55.750210, 37.617834).

Главная касса располагается в Александровском саду.

Идем пешком:

  • От станций метро «Александровский сад» (затем пешком – 11 минут) или «Библиотека имени Ленина» (от нее 9 минут ходьбы).
  • Пользуясь указателями в пешеходных переходах, можно пройти по кратчайшему маршруту.

На автомобиле:

  • ближайшая парковка находится на улице Ильинка возле магазина «Пятерочка»
  • автомобиль можно оставить на улице Воздвиженка, д. 4/7, строение 1 – возле “Библиотеки имени Ленина”.

Стоимость входа на территорию комплекса с правом самостоятельного посещения музеев:

  • для взрослых – 350 рублей
  • для детей (школьников или студентов) и пенсионеров предусмотрены льготные билеты, их стоимость – 100 рублей.

Важно, что некоторые категории граждан России также имеют право на льготное посещение:

  • участники ВОВ
  • инвалиды I группы
  • священники, если они имеют российское гражданство
  • военнослужащие-срочники.

Режим работы музея:

  • с 10 до 17 часов
  • касса работает с 9:30 до 16. Выходной – четверг
  • экскурсионное бюро – с 9 до 17. Без выходных.

При музее работает магазин, где можно приобрести:

  • искусствоведческую литературу, красочные путеводители, а также CD и DVD-диски
  • сувениры, посуду из керамики
  • украшения
  • развивающие наборы для детей.

Кроме Архангельского собора рекомендуется посетить другие комплексы Московского Кремля – Благовещенский и Успенский соборы, Оружейную палату и Алмазный фонд.

Правила посещения:

  1. Запрещено проносить крупные сумки и чемоданы (есть камера хранения у Кутафьей башни)
  2. Нельзя проводить домашних животных
  3. Не рекомендуется проносить с собой острые предметы, баллончики под давлением и прочие опасные вещи.

Туалетные комнаты расположены в Александровском саду, а также напротив Патриаршего дворца.

Заключение

Архангельский собор Московского Кремля, который построил итальянский зодчий для русского царя, считается культурным достоянием России.

Ежегодно тысячи туристов и верующих из разных стран посещают этот храм. На территории исторического комплекса регулярно проводятся культурные мероприятия: выставки, конференции, музыкальные концерты. Сотрудники музеев активно участвуют в научной деятельности, в том числе – популяризации истории России.

Ссылка на основную публикацию