Успенский собор: история строительства, архитектура и интерьер, святыни и некрополь храма, как добраться

Успенский собор имеет статус первопрестольного храма московского Кремля. Памятник древнерусского зодчества – национальное достояние нашей страны. Здесь торжественно венчали царей и короновали императоров, совершали обряды крещения и бракосочетания, избирали митрополитов, патриархов и хоронили их святые мощи.

Про другие здания московского Кремля читайте здесь.

Успенский собор
Успенский собор. Источник: ru.wikipedia.org

История строительства собора

У этого величественного русского храма трудная многовековая судьба. Изначально здесь, на Соборной площади, в XII в. стояла небольшая деревянная церковная постройка. В 1326 г. ее сменил каменный храм, возведенный при князе Иване Калите по инициативе митрополита Киевского и всея Руси Петра. Но за полтора века он существенно обветшал и стал слишком тесным, несмотря на пристроенные позже приделы. Своды одного из них в 1470 г. покрыли глубокие трещины вследствие пожара…

Возникла необходимость в новом, большом соборе, более соответствующем образу Успения Богоматери, которая особо почитается как покровительница земли русской. В то время центром Руси был Владимир, а Москве только предстояло стать новой столицей. Князья хотели подчеркнуть преемственность этих городов, поэтому при строительстве за образец был взят владимирский Успенский собор.

Реставрация Успенского собора
Реставрация собора

Стены храма уже достигли высоты сводов, но в 1474 г. произошло землетрясение, и сооружение рухнуло. Было признано, что случилось это из-за рыхлой структуры камня и чересчур жидкого раствора. Разгневанный великий князь Иван III приказал найти искусного архитектора-иностранца.

Строительство было продолжено в 1475 г., а завершено и приурочено к большому православному празднику Успения Пресвятой Богородицы в 1479 г. Свое главенствующее положение он сохранил и после перенесения столицы Петром I в 1712 г. из Москвы в Санкт-Петербург.

Монументальный белокаменный храм на Соборной площади, увенчанный золотыми маковками, и сегодня возвышается над соседними сооружениями Кремля. Реставраторы вернули его фасадам, фрескам и иконам первозданный вид. После 1917 г. Успенский собор стал музеем. Возобновление церковной службы в нем произошло только в 1990 г.

Место для венчания царей

До 1432 г. Иван Калита и другие князья восходили на престол во владимирском соборе. Но Василий II перенес этот торжественный церемониал сюда, в Московский Кремль. Здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана Грозного в 1547 г. А в 1613 г. отсюда выходил с царскими регалиями – животворящим крестом в руке и шапкой Мономаха на голове – родоначальник династии Романовых Михаил Федорович.

С 1724 г. венчание на царство сменилось коронацией. Петр I ввел в собор свою вторую жену Марту Скавронскую (Екатерину I). Шапка Мономаха уступила место короне из позолоченного серебра. Император собственноручно надел ее на голову супруги. Появились и новые царские регалии: малая держава, порфира с двуглавыми орлами.

Через 4 года на престол был возведен Петр II, еще через 2 года – Анна Иоанновна. Елизавета Петровна возложила на себя корону сама в 1742 г. Коронация Екатерины II состоялась в 1762 г. А в 1896 г. этот ритуал был совершен в соборе в последний раз: императором стал Николай II.

Царское место в Успенском соборе
Мономахов трон. Источник: ru.wikipedia.org

В соборе возвышался трон императора Константина Мономаха, на который всходили все государи. Исключением оказался Николай II: он пожелал короноваться на троне первого царя из рода Романовых – Михаила Федоровича. Для императрицы Александры Федоровны Николай Александрович велел установить трон Ивана III, подаренный ему женой Софьей Палеолог.

В Успенском соборе заключались и браки русских правителей. Так, Екатерина II приняла здесь православие и обручилась с Петром III. Под сводами кремлевского храма избирались высшие чины духовенства вплоть до 1917 г., когда состоялась интронизация патриарха Тихона. Здесь проходили торжественные богослужения в связи с освобождением страны от ига Золотой Орды, покорением Казани, победами над шведами, турками.

Архитектура и убранство

Построенный храм во многом похож на владимирский Успенский собор XII в. Однако своеобразие московского произведения архитектуры заключается в том, что снаружи оно русское, а внутри – русско-итальянское.

Облик храма в полной мере отражает стилистику славянского церковного зодчества. Это и непременное пятиглавие, и наличие ложных арок, опирающихся на колонны, и облицовка белым камнем, строгость и простота. Здание отличается четкой соразмерностью частей и выглядит как монолит.

Внутреннее же пространство храма – необычно светлое, как во многих церквях северной части Аппенин. Своды, одинаковые по высоте, поддерживаются круглыми колоннами, которые тоже характерны для Италии того времени. Благодаря непривычно длинной западной части храм оказался просторным, вместительным. Теперь он напоминает величественный дворцовый зал.

Успенский собор внутри
Внутреннее убранство собора

Новой идеей в русском церковном строительстве стало универсальное применение кирпича. Он был использован при возведении цилиндрических оснований для столпов, сводов высотой 40 м, куполов. Архитектурная особенность сооружения заключается и в том, что внутри оно состоит из 12 равных квадратов.

Пространство для церковных книг, облачений, утвари служило и приделом Похвалы Богородицы, приделы Димитриевский и Петроверигский расположены в противоположных частях алтарных помещений. Со стороны церкви Ризоположения находится крыльцо.

Всю центральную храмовую стену занимает богатейший главный иконостас. Перед ним располагаются места для молений: слева – царское, справа – патриаршее, здесь же возложен посох Петра, митрополита Киевского и всея Руси. У северо-восточного столпа – место для цариц, моливших Бога о даровании им наследников.

Трон Мономаха – великокняжеское место для молений. Его основание украшают 12 барельефов, повествующих об обретении Владимиром Мономахом царских регалий, полученных из рук византийского императора Константина Мономаха.

Не меньшая гордость убранства храма – дивные творения прикладного искусства. Поистине удивительно паникадило из серебра, увитое цветочными гирляндами и весящее более 300 кг. Поражает легкость ажурного литого шатра, в котором хранятся бесценные церковные реликвии.

Кто построил

Архитектор Успенского собора
Аристотель Фиораванти

Для завершения строительства собора Софья Палеолог, жена Ивана III, посоветовала позвать из Италии шестидесятилетнего Аристотеля Фиораванти (Фьораванти), прославленного инженера-строителя и архитектора. В списке его громких заслуг были перемещение в Болонье колокольни церкви Санта Мария Маджоре, возведение канала в Парме, шлюза в Милане, мостов через Дунай в Венгрии.

Хотя архитектор был обязан следовать канонам одноименного храма во Владимире, при этом он обладал немалой свободой творчества. Москвичей удивляли и быстрота строительства, которым руководил иностранец, и множество новшеств.

Фиораванти начал свою работу с разборки развалин собора, поиска прочного белого камня, строительства кирпичного завода, составления более густого раствора. Затем возводили заглубленный фундамент, опиравшийся на глубоко вбитые дубовые сваи.

Главная идея архитектора состояла в том, чтобы обеспечить храму белокаменный облик. Этого можно было достичь благодаря облицовке камнем кирпичной кладки. Фиораванти разместил внутри стен укрепляющие металлические конструкции, возвел более тонкие своды толщиной только в один кирпич, сумел существенно увеличить внутреннее пространство собора.

Интерьер храма

Успенский собор в Москве, освященный в 1479 г., поражает не только оригинальными архитектурными решениями, но и яркой живописью. Для создания икон и росписи стен московские духовники отобрали самых талантливых мастеров России. Руководил артелью художников прославленный иконописец Дионисий. На фресках были запечатлены все святые, почитаемые на Руси, библейские сюжеты. Полностью живописные работы закончились только к 1515 г.

Однако разбушевавшийся в 1626 г. пожар погубил фрески. 16 лет спустя царь Михаил Федорович приказал заново расписать храм. Над реализацией этого масштабного проекта трудилась целая артель русских мастеров, которыми руководили царские живописцы Иван и Борис Паисеины, Марк Матвеев, Степан Ефимьев и др.

Интерьер собора

Росписи колонн располагаются ярусами, которые находятся ниже настенных фресок. Благодаря этому решению возникает ощущение, что собор высокий и устремляется к небу. Божественный свет традиционно символизируют многочисленные светильники.

В 1644 г. в храме появились 11 искусных бронзовых с позолотой паникадил, созданных на средства великого патриарха Иосифа и царя Михаила Романова. Только эти всесвещники и сохранились после нашествия Наполеона, разграбившего собор.

В 1914 г. напротив царских ворот появились 2 больших подсвечника из бронзы, изготовленных фирмой ювелира Хлебникова. Они представляют собой втрое увеличенную «лампаду» святейшего патриарха Филарета. Эти подсвечники и серебряные кандила, доставленные из Соловецкого монастыря в 1923 г., органично вписываются в интерьер храма после его реставрации в начале XX в.

Святыни собора

В 1624 г. москвичи увидели в храме новое важное сооружение. Появился ажурный шатер из бронзы, украшенный позолоченными и посеребренными листами, расположенными в шахматном порядке. Его создал литейных дел мастер Дмитрий Сверчков по велению царя Михаила Федоровича. В шатер был внесен на хранение золотой ковчег с самоцветами. В нем находилась драгоценная реликвия: частица ризы Христа.

Другие святыни, хранящиеся в соборе:

  • гвоздь, которым Христос был прикован к кресту;
  • мощи Петра, Ионы, Филиппа II, Гермогена и иных святителей;
  • иконы Пресвятой Богородицы Владимирской, «Спас Златые власы», «Спас Ярое Око» и другие святые лики.
Икона Божьей матери
Лик Божьей Матери. Источник: ru.wikipedia.org

Некрополь Успенского собора

С XIV по XVII вв. главный кремлевский храм одновременно был и усыпальницей церковных иерархов. Первым здесь был захоронен в 1326 г. святитель Петр. Согласно преданию, при внесении его мощей в собор митрополит явил благодать: приподнялся в гробу в знак благословения людей русских. У его раки князья и бояре присягали на верность царям.

Митрополит Фотий
Фотий

Большой вклад в развитие русской культуры внесли серб Киприан и грек Фотий. Первый митрополит усовершенствовал богослужебный устав, повелел доставить из Владимира спасительную икону Матери Божьей. Для этой реликвии Фотий заказал мастерам-грекам новый оклад из золота, приумножил разоренную Ордой казну.

Трудами святителя Филиппа I начиналась основательная перестройка собора, а Геронтий завершил ее. Молодой Иван IV внимал мудрым советам митрополита Макария, создателя фундаментального труда о житии святых «Великие Минеи-Четьи». Иов стал первым патриархом в период правления Федора Ивановича. Иоаким содействовал учреждению Славяно-греко-латинской академии. Похоронен здесь и Адриан, последний патриарх, которого почитал в молодости Петр I. Всего в соборе 19 гробниц.

Практическая информация

Экскурсии проводятся на русском, английском, немецком, французском, итальянском, испанском языках. Церковные службы совершаются по главным православным праздникам, посещение храма – только по приглашениям.

Ценовой диапазон входных билетов – от 250 до 500 руб. В их стоимость включена экскурсия по всем объектам Соборной площади, кроме колокольни Ивана Великого. Фото-, кино- и видеосъемка разрешается только снаружи зданий.

Время работы и правила посещения

Экскурсии проводятся во все дни недели, кроме четверга. В весенне-осенний период (15 мая – 30 сентября): с 10 до 18 часов. В осенне-весенний сезон (30 сентября – 15 мая): с 10 до 17 часов.

Посещать храмы рекомендуется в подобающей, относительно закрытой одежде, женщинам – с покрытой головой.

Где находится и как добраться

Храм расположен на Соборной площади московского Кремля.

Удобнее всего воспользоваться метро и доехать до станции «Александровский сад», «Охотный Ряд» или «Театральная».

Ссылка на основную публикацию