Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов: история и экспонаты

Негосударственный музей Ломаковых хранит сотни экспонатов старинной автомототехники. Здесь можно увидеть уникальные мотоциклы и машины, которые принадлежали знаменитостям.

История

Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов был основан в 1987 году. Считается, что это первый негосударственный музей автомототранспорта в России с 1917 года. К слову, некоторые его экспонаты датируются как раз этим периодом.

Идея собрать коллекцию пришла в голову Александру Ломакову — человеку, который занимался реставрацией таких автомобилей, как, например, роллс-ройс 1916 года.

Именно на нем, как считают музейные работники, сначала ездил брат императора Николая II Михаил, а затем — вождь революции 1917 года Владимир Ленин.

Постепенно количество экспонатов росло, что привело к накоплению настоящей музейной коллекции —образцов мирового автопрома 1914–1970 годов. В списке главных экспонатов оказались:

  • автомобили
  • мотоциклы
  • мотоколяски
  • мотороллеры.

Чтобы сделать атмосферу музея максимально приближенной к реальности, к основной экспозиции музейные работники посчитали нужным добавить автозапчасти, предметы быта разного времени, афиши, плакаты, модели машин, фотографии, газетные и журнальные статьи.

Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов
Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов. Источник: drive2.ru

Основная часть коллекции размещается в большом ангаре, а на прилегающей территории раскинулся ретроавтосалон под открытым небом. В итоге, автомузей стал своеобразным центром, привлекающим не только посетителей, но и ценителей старинной автомобильной техники.

Основатель

Музей старинных автомобилей и мотоциклов — семейное предприятие. Сейчас им руководит Дмитрий Ломаков, но начинал собирать коллекцию его отец Александр.

В 1951 году он устроился на ЗиС (Завод имени Сталина) художником-оформителем. К тому времени, Александр Ломаков уже интересовался автомобилями и, накопив денег, приобрел на так называемой толкучке трофейный Хорьх 853, выпущенный в 1935 году.

В 1959 году талантливому художнику-оформителю посчастливилось оказаться уже среди реставраторов роллс-ройса Ленина. С тех пор, он всерьез увлекся старинной автомототехникой.

В конце 60-х годов о коллекционере стало известно кинематографистам, и они стали приглашать его для участия в фильмах. В результате, Александр Ломаков и его машины снялись почти в 60 картинах.

Заработанные на съемках деньги уходили на пополнение коллекции и реставрацию машин. К 1976 году в парке коллекционера насчитывалось уже 13 старинных машин и 15 мотоциклов. Александр не только сам интересовался автотехникой, но и прививал этот интерес молодежи. Некоторое время он руководил клубом «Юные следопыты автомотостарины», продолжая параллельно поиск новых экспонатов для своей коллекции.

Какое-то время машины, собранные поклонником ретроавтомобилей, негде было хранить, и они стояли в гаражах прямо рядом с домом Александра. Александру и его сыну Дмитрию стоило большого труда получить место под музей на юго-востоке Москвы: 500 квадратных метров в ангаре плюс небольшая прилегающая территория.

Дмитрий Ломаков
Дмитрий Ломаков. Источник: bg.ru

Именно здесь сейчас выставлена основная часть экспозиции, за демонстрацию которой теперь отвечает сын Александра Дмитрий. Помимо этого, Дмитрий — президент Российского клуба любителей старинных автомобилей и мотоциклов «Ретромотор» и сопредседатель Российского союза негосударственных музеев.

Коллекция

В Ломаковском музее старинных автомобилей и мотоциклов представлена достаточно обширная для частного музея коллекция. Всего, династией Ломаковых собрано 130 автомобилей и мотоциклов разных периодов производства, но на выставке показаны 55 наиболее раритетных экспонатов.

Одни из них существуют в единственном в мире экземпляре, а другие когда-то принадлежали историческим личностям. Например, здесь можно увидеть грузовик ЗиС-6, на базе которого создавался знаменитый миномет «Катюша», или тот же трофейный Хорьх 853, который сначала принадлежал рейхсмаршаллу Герингу, а затем — маршалу СССР Рокоссовскому.

Коллекция Ломаковых сыграла важную роль в отечественном кинематографе. Автомобили и мотоциклы из музея не раз снимались в таких известных фильмах, как «Щит и меч», «Тегеран-43», «Битва за Москву», «Поэма о крыльях», «Мы из джаза», «Хрусталев! Машину!» и др.

Некоторые экспонаты сами по себе являются живыми свидетелями исторических событий. Так, в музее хранится уникальный мотоцикл Пежо, выпущенный в 1914 году. Мотоцикл попал в Россию во время международной интервенции в 1918 году. Кроме оригинальных, в собрании есть и стилизованные модели, — например, автомобиль «Антилопа Гну», специально созданный для съемок в фильме «Американский дедушка».

Многие посетители отмечают минималистичное оформление помещения музея (ангара) и мест для экспонатов.

И, действительно, в отличие от большинства других коллекций, в Ломаковском музее автомашины просто составлены в ряды вперемежку с мотоциклами. Из-за этого возникает впечатление, что это просто большой гараж со сложенным внутри автомобильным антиквариатом.

Впрочем, старинный автотранспорт можно увидеть не только внутри ангара, но и снаружи. Но здесь большая его часть — машины, привезенные бывшими автовладельцами для комиссионной продажи. В основном, это модели второй половины XX века. Они не входят в экспозицию музея, поэтому доступ к ним осуществляется по отдельной заявке.

Как добраться

Попасть в Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов довольно просто. Для этого необходимо добраться до станции метро «Люблино» и преодолеть расстояние в 400 м по направлению к ТК «Москва».

Там, по адресу ул. Краснодарская, владение 58 находится одноэтажное здание. На его стене так и написано большими буквами: «АвтоМотоМузей». Официальный сайт: http://www.lomakovka.ru/.

Обычно, экспозиция работает каждый день с 11 до 19 часов. Выходные — 31 декабря, 1 и 2 января. Билет стоит 300 рублей, а для льготных категорий граждан — 200 рублей. Отдельно нужно заплатить за право фотографировать, а вот видеосъемка не допускается совсем.

Билеты в музей
Билеты в музей. Источник: irecommend.ru

Посетить музей можно как индивидуально, так и с экскурсией по предварительной заявке. Стоимость билета на экскурсию для взрослых граждан составляет 350 рублей, а для пенсионеров, школьников, и других льготных категорий — 250 рублей.

Также, по предварительной заявке можно заказать экскурсию с переводчиком для иностранных граждан. Организаторами допускается возможность ночной экскурсии. По отдельному прайсу возможен заказ ретромашины для участия в торжественных случаях, например, свадьбах или днях рождения.

К экспонатам в музее прикасаться нельзя. На некоторых из них сохранилась оригинальная заводская краска, что очень высоко ценится в мире коллекционеров старых машин. Зато, время от времени, и за умеренную плату хранители частного музея готовы прокатить всех желающих на одном из своих замечательных ретроавтомобилей.

Помимо этого, каждый может купить себе сувенир: модель автомобиля, автомобильную энциклопедию, или календарь с фотографиями машин. Также, можно оставить пожертвование на поддержание уникальной коллекции в рабочем состоянии. Ведь, в отличие от государственных, частный Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов содержится исключительно за счет собственных возможностей.

Про другие музеи науки и техники читайте здесь.

Ссылка на основную публикацию