Что посмотреть в Третьяковке: картины Шишкина, Сурикова, Репина, Левитана и других художников

Третьяковская галерея — сокровищница русской живописи. Шедевры Третьяковской галереи — это полотна лучших российских мастеров, которые собирались на протяжении нескольких веков. В картинной галерее можно найти работы таких художников, как Репин, Левитан, Шишкин, Серов, Врубель, Поленов и др.

Третьяковка, картина Репина
Третьяковская галерея — сокровищница русской живописи

Картины Шишкина в Третьяковской галерее

В Третьяковке представлены 9 картин и еще более десятка зарисовок главного русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина. Его экспозиция занимает отдельный зал, в котором всегда много посетителей. Пейзажи Шишкина отличаются особым трепетом и любовью к родной природе. В живописи его полотна занимают то же место, что и стихи Есенина в русской литературе.

Рожь, 1878

Рожь
Шишкин, «Рожь»

Работа Ивана Шишкина «Рожь» создает атмосферу радости и спокойствия. Написанная в ярких тонах, она умиляет своей простотой и гармоничностью. Желтые поспевшие колосья, уже наклонившиеся к земле, величественные сосны, яркое голубое небо с проходящими вдали облаками, разнотравье и веселящиеся птицы — все это создает настроение покоя и умиротворения, смешанного с детской радостью созерцания погожего летнего денька.

Утро в сосновом лесу, 1889

Утро в сосновом лесу
Шишкин, «Утро в сосновом лесу»

Полотно, которое знают даже люди, далекие от искусства. На картине изображен участок соснового леса, где на поваленном дереве резвятся трое медвежат, а рядом находится их мать. Картина в полное мере передает стиль письма пейзажиста — теплые мягкие тона, внимание к мелочам, прорисовка деталей. Однако кисти Шишкина принадлежит только лесной пейзаж. Интересно, что медведей изобразил Константин Савицкий, друг пейзажиста, однако позже его имя было убрано с полотна.

Картины Сурикова в Третьяковке

Василий Иванович Суриков занимал особое место среди мастеров кисти второй половины XIX в. Он учился в Академии художеств, но намеренно отошел от академического стиля письма. Его манера восхищала и одновременно удивляла современников. Отзывы критиков об одной и той же картине часто были диаметрально противоположными. Сегодня работы Сурикова представлены в залах Третьяковки, поэтому каждый имеет возможность увидеть и оценить его лучшие картины.

Утро стрелецкой казни, 1881

Первая масштабная картина Сурикова на историческую тему, изображающая последствия бунта 1698 г. Идея картины пришла художнику внезапно. Он всегда интересовался историей и любил гулять по Москве. Однажды во время прогулки по Красной площади перед глазами мастера возник образ будущего шедевра: он увидел толпу людей, строгого царя и измученных бунтовщиков.

Над картиной Суриков работал несколько лет, продумывая каждую деталь. Несмотря на то, что это первая большая работа автора в этом жанре, все в картине выверено до мелочей.

Полотно поражало уже первых зрителей шедевра, хотя сама казнь и не изображалась. Суриков намеренно отказался от написания уже повешенных стрельцов, решив передать напряженную атмосферу перед самой казнью.

Утро стрелецкой казни
Суриков, «Утро стрелецкой казни»

Боярыня Морозова, 1887

Масштабная картина, изображающая событие периода раскола церкви в XVII в., занимает всю стену в одном из залов галереи. «Боярыня Морозова» — это работа, основанная на исторических событиях. Центральная фигура — это жившая в XVII веке женщина Феодосия Морозова, раскольница, не желавшая принимать греческую манеру богослужения, введенную патриархом Никоном.

Суриков постарался изобразить женщину так, как ее описывали современники. Когда розвальни, на которых восседает закованная в цепи боярыня, проезжают мимо храма, женщина вскидывает руку в жесте двуперстия. Окружающая толпа с любопытством наблюдает за этим, кто-то сочувствует мученице, кто-то смеется над ней.

Картина играет красками. Художник изобразил на полотне множество оттенков и цветовых переливов. Отблеск снега под ногами будто играет на лицах и одеждах людей в толпе. За это картину Сурикова прозвали «симфонией цвета».

Боярыня Морозова
Суриков, «Боярыня Морозова»

Живопись Репина

Работа мэтра портретной живописи представлена в Третьяковке десятками картин. Экспозиция работ художника занимает 4 зала. Его картины поражают реализмом, но при этом не теряют художественной выразительности.

Стрекоза, 1884

Стрекоза
Репин, «Стрекоза»

«Стрекоза» относится к циклу картин, которые Репин писал для домашнего круга, поэтому эта работа такая непосредственная и композиционно простая. Портретист играет с цветом, светом и тенью. Фон — ясное голубое небо, внизу несколько прорисованных травинок. На картине — девочка, дочка Ильи Репина Вера. Она беззаботно устроилась на деревянной перекладине. Девочка словно заскочила на перекладину, чтобы минутку отдохнуть от игр. Работа Репина наполнена воздухом, игривым настроением, детской непосредственностью и беззаботностью.

Монахиня, 1887

Монахиня
Репин, «Монахиня»

Картина «Монахиня» обладает интересной историей написания. Для портрета Репину позировала его свояченица Софья. Репин сначала принялся писать портрет Софьи в нарядном бальном платье. И наброски уже были сделаны, что позже показала рентгенограмма полотна. Но в процессе работы художник и натурщица поссорились. Репин отомстил свояченице изощренным способом, заменив бальное платье одеянием монахини.

Не ждали, 1884-1888

Одна из самых эмоционально противоречивых работ Репина. Сюжет был придуман портретистом сразу, однако герои и атмосфера полотна несколько раз менялись. Каторжник после исправительных работ возвращается в семью. Его встречают мать, жена и повзрослевшие дети.

Дочь не узнает отца, так как была еще маленькой, когда того арестовали. Мать и жена обескуражены неожиданным появлением мужчины. Слуги с удивлением застыли в дверях, ожидая, что будет.

Не ждали
Репин, «Не ждали»

На первом варианте полотна присутствовали дети, молодая женщина, а с каторги возвращалась еще одна женщина. Однако потом Репин изменил героев, изобразив их в секунду неожиданности и взволнованности от нежданного возвращения мужа, отца и сына. Вернувшегося каторжника Репин переписывал несколько раз, в результате натурщиком стал писатель В. М. Гаршин.

Картины Левитана в Третьяковской галерее

Исаак Левитан чувствовал природу всей душой. Он умел находить красоту прямо под ногами, часто писал то, что видел перед собой. Так выразительно изображать почти пересохший пруд, связку дров, груду камней или голое осеннее дерево не мог в русской живописи никто. Левитан создавал небольшие полотна и изображал незначительные объекты, но вкладывал в них безграничную теплоту.

Над вечным покоем, 1894

Название работы говорит само за себя. Людям в XIX в. было свойственно размышлять о вечности и роли человека в бренном мире. Эта философия была близка и меланхоличному Исааку Левитану. Изобразив неказистую церквушку, рядом с которой стоят покосившиеся могильные кресты, художник показывает всю незначительность человека в этом мире.

Левитан противопоставляет слабого человека величественному и бесконечному миру природы, который на картине представлен в виде глубокого водоема и бескрайнего неба. Эта работа Левитана успокаивает, заставляет задуматься над тем, что всех людей ожидает вечный покой, каждый станет частью бесконечности.

Золотая осень, 1895

Полотно выполнено в ярких красках, создавая настроение радости и тепла. Листва берез переливается золотом в лучах еще теплого осеннего солнца, блики отражаются в траве и воде. Автору не нравилась эта работа, однако для зрителей она стала олицетворением русской природы, тем, что много раз описывал в своих стихах великий Александр Пушкин.

Март, 1895

Еще одна картина из цикла «оптимистичных» работ пейзажиста. Полотно проникнуто ожиданием. Художник изобразил тот миг, когда на смену суровой зиме приходит весна, появляется солнце, его первые теплые лучи растапливают снег, и природа будто оживает.

Произведения Поленова

Василий Поленов любил писать картины на тему жизни Христа. Однако у него есть и другие работы, которые представлены в Третьяковке. Эти полотна принесли художнику любовь простых зрителей, которым понравилось то, с какой теплотой Василий Поленов изображал дворики, улицы, уголки природы, вызывающие у каждого ассоциации с чем-то родным.

Московский дворик, 1878

Эту картину сам Василий Поленов называл «добротной» работой. Мастер занимался написание полотен на религиозную тематику, а «Дворик» написал на скорую руку для выставки. Картина — вид из окна его жилища. Из-за этого картина получилась такой искренней, теплой и душевной.

Московский Дворик
Поленов, «Московский Дворик»

Заросший пруд, 1879

Такая теплая и одновременно мистическая работа Поленова была хорошо принята его современниками. Они отмечали таинственность полотна и тонко выверенную колористику. Поленов писал с натуры, когда гостил у сестры Веры под Киевом. Художник был восхищен необычностью местной природы. Она была девственно чиста, отвергала любое человеческое присутствие, однако была печальна в своем одиночестве.

Заросший пруд
Поленов, «Заросший пруд»

Живопись Малевича

Гений русского авангарда представлен в Третьяковке 11 работами. Руководители галереи долго отказывались покупать работы авангардиста, лишь в конце 1930-х в Третьяковке появилось первое полотно автора. Позже Малевич уже сам отбирал картины, которые передавал в галерею.

Черный квадрат, 1929

Провокационная работа автора представлена в Третьяковской галерее в 2 вариантах. Всего же Малевич создал 4 «квадрата». Но самым удачным и гармоничным считается первый, который и представлен в Третьяковке.

Его уникальность заключается в 2 особенностях:

  1. Сокрытие других картин. «Квадрат» весь в трещинах. Такое бывает, когда автор кладет на холст большое количество слоев краски. При анализе полотна выяснилось, что черный квадрат закрывает другие 2 картины Малевича, которые он писал в разных художественных направлениях, но они ему не понравились. Таким образом прослеживается процесс становления Малевича как супрематиста.
  2. Нуль форм. Так говорил сам автор. Он основал супрематизм, новое направление искусства. С наступлением массовой культуры Малевич призывал отказаться от сложных изображений объектов, которые могут понять только сами художники и небольшой круг ценителей. Людям нужны простые и понятные формы. А проще и понятнее квадрата черного цвета нет ничего. Это эталон, от которого отталкивается направление супрематизм.
Черный квадрат
«Черный квадрат» Малевича

Кустодиев, Б. М. — Масленица, 1916

Главный «барин» русской живописи Борис Кустодиев умел передать широкий размах празднеств на Руси. Его «Масленица» — это буйство красок, множество персонажей, атмосфера счастья и веселья. Полотно румяное и вкусное, как будто передает не только изображение народных гуляний, но и свежесть морозного дня, звонкий перелив бубенцов на санях и неповторимый аромат свежих калачей и пирогов.

Масленица
Кустодиев «Масленица»

Иванов, А. А. — Явление Христа народу, 1837-1857

Александр Иванов писал картину долго, много лет он провел для этого в Италии в поисках подходящей натуры и героев. Картина, которая должна была стать одним из шедевров академической живописи, вызвала мало положительных отзывов у критиков. А у современников не вызвала особого интереса из-за грядущих политических изменений и отмены крепостного права.

Ссылка на основную публикацию