История Третьяковской галереи и современное развитие

История Третьяковской галереи Москва

Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея — крупнейший национальный музей изобразительного искусства, в котором представлено около 200 000 работ русских художников и скульпторов. Коллекция знаменитых на весь мир экспонатов начала формироваться в середине XIX в. За 150 лет существования галерея пережила несколько этапов смены государственной власти и приобрела статус одного из ключевых культурных учреждений России.

История Третьяковской галереи

История создания одной из величайших картинных галерей мира началась во 50-х гг. позапрошлого века. Инициатором основания хранилища изящных искусств стал московский предприниматель из купеческого рода, меценат и ценитель живописи Павел Третьяков. Вместе с братом Сергеем он положил начало организации национальной выставки, доступной для посещения людьми всех сословий.

Идея заключалась в том, чтобы собрать в одном месте лучшие картины русских художников, тем самым обозначив российскую культурную идентичность. Свободный доступ к работам отечественных мастеров кисти объяснялся желанием братьев популяризировать искусство и привлечь внимание общества к важной роли, которую играет живопись в формировании внутреннего мира человека.

Становление галереи

Большое влияние на формирование музея оказало общение Третьякова с художником Иваном Крамским, который помогал формировать экспозицию и отбирать полотна.

Годом основания галереи считается 1856 — тогда Павел Третьяков приобрел две картины русских живописцев Н. Шильдера и В. Худякова. Увлеченность мецената современным изобразительным искусством сказалась на экспонатах музея. Первоначально коллекция собиралась из работ художников-передвижников: В. Перова, И. Шишкина, М. Клодта, А. Боголюбова, А. Куинджи и других мастеров жанрово-бытовых сюжетов.

Большой вклад в становление выставки сделал живописец и художественный критик И. Крамской, который помогал отбирать полотна и формировать экспозицию. Третьяков приобретал и демонстрировал в том числе и картины, не одобренные номенклатурой Российской империи. Это воодушевляло его на создание выставки, свободной от предрассудков и условностей.

Формирование коллекции

Современники вспоминали, что Третьяков покупал у живописцев полотна целыми собраниями. Многие работы были написаны специально для пополнения коллекции живописи.

Картины художников ХVIII — начала ХIХ вв. меценат собирал по антикварным магазинам и частным лавкам. Некоторые работы для галереи приобретались в ходе оживленных торгов на художественных выставках, как, например, «Догорающий костер» А. Рылова. Были случаи, когда мастера передавали свои произведения в музей безвозмездно.

Строительство здания

Первоначально картины были размещены в жилых комнатах бельэтажа московского особняка Третьяковых в Лаврушинском переулке. К 1972 г. желающих увидеть работы отечественных живописцев стало столько, что они утомили большую семью коллекционера. Кроме того, места для картин в стенах дома оставалось все меньше и меньше. Третьяков задумал построить отдельное здание для выставки живописи.

Архитектором проекта картинной галереи стал А. Каминский. Под его руководством было построено двухэтажное здание с просторными залами, примыкающее к особняку. Вход для посетителей был организован отдельно.

Однако регулярное пополнение коллекции требовало расширения пространства. Эту проблему решали возведением нескольких пристроек. В начале XX в. отдельно стоящие здания галереи были объединены общим фасадом в виде русского терема, разработка и проектирование которого принадлежали В. Васнецову. Строительством сооружения занялся архитектор В. Башкиров.

После смерти Сергея Третьякова — брата Павла — его собрание также было размещено в галерее, и тогда же было принято решение передать коллекцию произведений искусства городу.

Музей в начале XX века

После ухода из жизни Третьякова руководство галереей перешло к попечительскому совету, членами которого были многие мастера изобразительного искусства и художественные критики той поры.

Разногласия между участниками органа самоуправления препятствовали пополнению коллекции. Ситуация изменилась в 1905 г. с назначением на пост попечителя музея И. Остроухова. Приобретения лучших образцов изобразительного искусства старой русской школы и новых направлений стали производиться регулярно. Идея основания выставки произведений иконописи также принадлежала Остроухову. Экспозиция была сформирована из личной коллекции икон Третьякова, хранившихся в его особняке.

После смерти Павла Третьякова управление галереей перешло к Совету попечителей, избираемому городской думой. В состав совета в разное время входили известные деятели искусства и коллекционеры, в их числе Игорь Грабарь.

В 1913 г. попечителем культурного учреждения стал И. Грабарь — живописец, реставратор и искусствовед. Эпоха его руководства галереей ознаменовалась крупными реформами. Грабарь ориентировался на европейские музеи и провел большую реорганизацию выставки. Согласно новым правилам, все картины были размещены в хронологическом порядке, начиная с древнерусской живописи и заканчивая работами современных мастеров. Картины каждого художника были сосредоточены в одном месте. Эти меры были предприняты для лучшего восприятия содержания выставки посетителями.

В это же время впервые была составлена опись имущества и сделан развернутый фотокаталог всех экспонатов. В стенах культурного учреждения была создана реставрационная мастерская.

Постреволюционное развитие

После революции 1917 года галерея была национализирована, а в 1918 г. она приобрела статус национального достояния. Коллекция музея стала пополняться за счет картин, переданных в собственность государства из частных собраний живописи дворянских усадьб. В это же время культурное учреждение стало вести активную выставочную и научную деятельность. Должность директора была оставлена за И. Грабарем.

В начале 1926 г. произошла смена руководства Третьяковки: руководителем был назначен архитектор А. Щусев. При нем коллекция была пополнена картинами из ликвидированного Госфонда. Увеличение имущества галереи требовало расширения ее площади. В 30-х гг. здание обросло еще 16 дополнительными пристройками, спроектированными лично Щусевым.

Советский период

Советский период работы музея ознаменовался перестройкой экспозиции по марксистскому принципу, поддерживающему идею «бесклассового» искусства. Возникновение кампании по борьбе с формализмом заставило перенести полотна художников-авангардистов в фондохранилище.

С началом Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Новосибирск и Молотов. Само историческое здание галереи в Замоскворечье сильно пострадало от бомбежек, но его полностью восстановили уже к 1944 г. Выставочная работа возобновилась в мае 1945 г.

Наиболее важными событиями жизни культурного учреждения послевоенных лет стали всесоюзные выставки картин советских художников и персональные экспозиции полотен прославленных русских живописцев XVIII-XIX вв. Галерея продолжила организовывать передвижные выставки по городам СССР, которые впервые увидели свет в годы войны.

В 1956 г. музей отметил свой 100-летний юбилей, к которому был приурочен выпуск сборника статей сотрудников учреждения «Сто лет Третьяковской галереи». В 1960-1970 гг. активно выставлялись произведения изобразительного искусства послереволюционного десятилетия.

В 1980-1990 гг. велось строительство новых корпусов и реставрация старого здания. Так галерея обзавелась депозитарием — хранилищем ценных экземпляров и дополнительным «Инженерным корпусом», получившим свое название благодаря размещенным в нем инженерно-техническим службам.

Другие статьи о Третьяковской галерее можно почитать здесь.

Оцените статью