Картины Айвазовского в Третьяковской галерее

Среди бескрайнего множества работ известных художников в Третьяковской галерее, творчество Айвазовского хотелось бы выделить особо. Художник-маринист не просто изображал морскую стихию, он буквально одухотворял ее, наполняя жизнью каждый штрих.

Его полотна магическим образом позволяют прочувствовать любое изменение в настроение водной глади, перенося в самый эпицентр действия.

Иван Крамской "Портрет художника И.К. Айвазовского"
Иван Крамской «Портрет художника И.К. Айвазовского»

Вид на взморье в окрестностях Петербурга, 1835

Вид на взморье в окрестностях ПетербургаГлавным источником вдохновения для Айвазовского всегда было море, и потому оно занимало центральное место в его картинах. Но в данном произведении художник уступил водной стихии второстепенную роль.

На картине море лениво тянется вдаль, не желая устраивать шторм и позволяя лишь неспешным волнам чуть будоражить его. Небо, точно уютное покрывало, укутывает морскую гладь, отчего различить полосу горизонта кажется невозможным, и лишь далекий парус будто уплывает в небеса.

На фоне столь умиротворенного пейзажа покоится старая покосившаяся лодка. Всем своим видом она печально сообщает, что путь в море ей закрыт. Теперь песок стал заменой водной глади, которую она некогда бороздила, а ветер обдувает беспарусную мачту. Но лодка не одинока в своем горе. На ее носу сидит старый сгорбленный человек с низко опущенной головой. Он и лодка словно слились в одно целое, разделив общие тягостные мысли о жизни в море, оставшейся в прошлом.

За эту картину Айвазовский был награжден золотой медалью.

Морской берег, 1840

Морской берегОдно из первых полотен молодого художника, сделанное в годы его самостоятельной работы в Крыму. Несмотря на отсутствие опыта, Айвазовскому удалось передать в подробностях атмосферу надвигающегося шторма, уловив мельчайшие изменения в морском поведении.

Его волны пока спокойны. На них играют последние солнечные лучи, не успевшие скрыться за тяжелыми надвигающимися тучами. Корабли, в страхе разбиться о берег в предстоящей грозе, спешат отправиться в море, а чайки кругами опускаются ближе к воде. У самой ее кромки застыла фигура мужчины, единственного, кого не пугает приближающийся шторм. Напротив, он даже наслаждается опасной стихией, устремив взгляд вдаль.

Однако его мысли так и остаются неведомыми. Художник оставил эту загадку для зрителей, и каждый может вдоволь пофантазировать о том, что же привело уставшего путника на побережье в такой час.

Вид Леандровой Башни в Константинополе, 1848

Вид Леандровой Башни в КонстантинополеЗа свою жизнь Айвазовский посещал Грецию, Венецию и Неаполь, но именно Турция навсегда заняла его сердце. Впечатления от поездки и повлияли на рождение картины.

Историю Леандровой башни, когда-то служившей маяком, украшает легенда о трагической любви человека и жрицы, откуда и пошло ее название. На полотне изображена башня; она золотится в лучах заката, которые прокрались в верхние окошки, отчего кажется, что в них вновь загорелся костер для моряков. У подножия башни проплывает турецкая лодка, а позади древнего строения высятся величественные силуэты дворцов, оттененных лучами.

Картина произвела такое впечатление на турецкий народ, что и по сей день коллекционеры восторгаются чарующим пейзажем.

Радуга, 1873

РадугаПосле заявления критиков, что стиль творчества Айвазовского устарел, художник создал нечто новое, отличавшееся от его обычных работ, оставив главное неизменным, – морская стихия все также в центре произведения. Отличительной же чертой являются более спокойные цвета.

На холсте запечатлено крушение корабля во время шторма. Море обрушивает шквал волн на судно, жадно таща его на дно и закрывая своей мощью горизонт, отчего невозможно разобрать, где кончается буйная стихия, и начинаются не менее буйные небеса. Моряки спасаются с тонущего корабля. Они с трудом противостоят стихии, и внезапно у них появляется луч надежды. Яркий свет, переданный необычной цветовой гаммой, отражается в яростных волнах и создает радугу из солнечных брызг воды.

Именно это природное явление, мастерски написанное с использованием нежных оттенков, придает произведению позитивное настроение, олицетворяя победу моряков над опасной стихией.

Черное море, 1881

«Черное море» – одно из лучших масштабных произведений Айвазовского в Третьяковкой галерее, способное перенести в самую пучину надвигающейся бури.

Обычно теплое и ласковое Черное море точно сбросило свою маску, выпустив наружу дикого зверя, Черное мореготового поглотить всякого. Волны еще не бушуют в полную силу, но уже налились предостерегающим свинцовым оттенком, вспенив острые гребни, на которых отражаются последние солнечные блики. Под стать морю написаны и небеса, заволоченные еще светлыми облаками, но постепенно грозно темнеющими. Среди всего этого волнения видна полоса суши, к которой стремительно спешит одинокий корабль с моряками, пытающимися успеть до начала смертельного шторма.

Картина выполнена в приглушенных, темных, но при этом глубоких и насыщенных тонах.

Неаполитанский залив утром, 1893

Работа была написана во время жизни Айвазовского в Италии, которая вдохновляла художника на создание совершенных по красоте и стилю работ.

Первые лучи солнца едва коснулись неба, окрасив его в нежно-голубые и розовые тона, а все еще сонный Неаполитанский залив утромзалив уже рассекают лодки и корабли. Над лазурной с изумрудными оттенками гладью клубится легкий туман, сливаясь в едва уловимую дымку. Нехитрый сюжет полон шарма и особой утренней магии, в которой выразилось все восхищение художником увиденного.

Произведение выполнено в стиле романтизма и с точностью передает игру солнечного света на заре, отчего картина будто наполнена воздухом, а каждая деталь великолепно прорисована.

Любовь Айвазовского к морю безгранична. В каждой своей картине в Третьяковке он вновь и вновь признается в своих чувствах, преклоняясь перед завораживающей стихией, показывая ее переменчивый характер и порой опасную красоту.

Кроме умения передать чувственность моря, художник обладал невероятной памятью, ведь большинство шедевров создавалось в мастерской, вдали от его безграничной страсти.

Если у вас будет возможность заглянуть в зал Айвазовского в Третьяковке, обязательно уделите ему особое внимание, чтобы самим прочувствовать всю мощь и завораживающую силу морских просторов.

 

Ссылка на основную публикацию