Тайны и загадки Третьяковки

Государственная Третьяковская галерея создавалась как частная коллекция купца и промышленника Павла Третьякова и его брата Сергея. Сегодня – это самая большая национальная картинная галерея России. Обладая развитым художественным вкусом и чутьем, Третьяков заложил прочный фундамент музейной коллекции. «Демон» Врубеля, «Черный квадрат» Малевича, «Над городом» Марка Шагала, «Троица» Андрея Рублева, васнецовская «Аленушка» — сейчас эти и многие другие шедевры неразрывно связаны в мировой культуре с понятием русского искусства.

За полторы сотни лет знаменитое музейное собрание обросло легендами и секретами. Особняк Третьяковых, выделенный под общественный музей, многократно достраивался и перестраивался, пока в 1906 году постройки не приобрели единый фасад, спроектированный Васнецовым.

Сейчас это здание охраняется государством и бережет в своих залах и переходах многие загадки и тайны Третьяковской галереи.

Лифт и система тайных ходов

Одна из стен многочисленных экспозиционных залов галереи — вовсе не стена, а гигантская дверь лифта. Этот лифт и разветвленная система невидимых переходов музея служат для перемещения произведений из демонстрационных залов в хранилища и реставрационные мастерские. Переносить картины через улицу нежелательно не только из соображений безопасности, но и их сохранности. В галерее для них  поддерживаются определенные показатели влажности и температуры, нарушение которых ведет к постепенному повреждению красок и холста.

Портрет меняет пол

Федор Рокотов «Портрет неизвестного в треуголке»
Федор Рокотов «Портрет неизвестного в треуголке»

Открытие рентгеновского метода исследования сорвало со многих картин налет таинственности. Так произошло и с полотном Федора Рокотова «Портрет неизвестного в треуголке». Более двух веков считалось, что на картине изображен молодой человек, предположительно граф Бобринский. Нежные черты лица портретируемого намекали на то, что портрет написан с женщины, одетой в мужской костюм. Наконец, 40 лет назад экспертный анализ произведения открыл под слоем краски тщательно исполненный дамский наряд, и только женственное лицо не имело следов изменения. Высказано предположение, что изначально портрет изображал первую жену заказчика. Женившись второй раз, он решил изменить антураж картины и переодел покойную супругу в мужское платье.

Чудотворная Владимирская икона

Одна из наиболее высокочтимых православных святынь — чудотворная икона Владимирской Божией матери, созданная в Византии в начале XII века и подаренная русским князьям. Трижды она являла чудо, помогая защитить Москву от нашествия захватчиков. Еще более удивительна история раскрытия самого раннего живописного слоя иконы. Оказалось, что под многими слоями краски уцелели лики младенца и богоматери, написанные кистью константинопольского мастера. Имя реставратора Александра Анисимова навсегда вписано в историю спасения иконы Владимирской богоматери. Сейчас она хранится в храме Николы в Толмачах – домовой церкви при Третьяковской галерее.

Настоящее лицо Петра I

Алексей Венецианов «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга»
Алексей Венецианов «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга»

«Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга» — единственное историческое полотно Венецианова. Когда-то художник писал его, надеясь на победу в конкурсе. И хотя награду он не получил, картина долгое время висела у парадной лестницы Третьяковки. Эксперты при этом замечали некоторые странности живописи: недостаточно выразительное лицо Петра и Гром-камень заметно меньших размеров, чем в реальности. Готовясь к реставрации, специалисты действительно обнаружили более ранний живописный слой. Они смыли следы предыдущего неудачного обновления и восстановили Гром-камень до пропорциональных размеров, а Петру I вернули его настоящее лицо.

Недобрые слухи вокруг портрета Лопухиной

Владимир Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной»
Владимир Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной»

Один из самых известных портретов русского художника Владимира Боровиковского — «Портрет М.И. Лопухиной». Загадочная улыбка молодой супруги С.А. Лопухина до сих пор прельщает любителей живописи. А ведь когда-то суеверный страх заставлял молодых девушек избегать портрета. Дело в том, что молодая красавица  заболела и умерла от чахотки вскоре после написания портрета. Некоторые юные девушки, увидев изображение Марии, также скоропостижно умирали. По Москве пошли страшные слухи, что дух портрета тешится тем, что губит незамужних девиц. Недобрая слава картины забылась лишь после того, как ее приобрел для открытого показа Павел Третьяков. Отношение к портрету изменилось и теперь рядом с ним проходили смотрины будущих женихов и невест.

 

Трагедия Саврасова

Тяжелая судьба мастера русского пейзажа Алексея Саврасова нашла отражение в его культовой картине «Грачи прилетели». Картина написана в жанре философского пейзажа, пронизанного настроением художника. Невзрачный образ сельской весны в России вышел из-под кисти Саврасова, когда он потерял дочь, казенную квартиру, а жена находилась при смерти. С тех пор шедевров он так и не написал. Жизнь покатилась под откос, а о «Грачах» напоминали лишь поспешные рисунки, которые он продавал в трактирах за 2 рубля.

Портрет Чехова

Павел Третьяков стремился заполучить в свою галерею портреты современников, которым он прочил великое будущее. Для этого он сам заказывал художникам нужные ему картины. В 1898 году молодой и талантливый Осип Браз был командирован в Ниццу, чтобы написать портрет А.П. Чехова. Позирование утомляло драматурга, а результат и вовсе не порадовал: Чехов уверял, что выглядит так, как будто нанюхался хрена. По иронии судьбы, эта картина стала единственным прижизненным портретом писателя. Современники, лично знавшие Чехова, уверяли, что в этом воплощении он действительно похож на себя.

Откуда появился красный конь Петрова-Водкина

Принято считать, что картина Петрова-Водкина «Купание красного коня» символизирует Октябрьскую революцию. Но немногие знают, что это живописное полотно написано в 1912 году — за 5 лет до революционных событий. Неужели это было пророчество художника? Оказывается, Петров-Водкин в начале ХХ века был увлечен иконописью, и картины свои он оформлял в похожей стилистике: плоскостность, стилизация изображения, упрощенная цветовая гамма. Если перейти на язык религиозной живописи, красный конь — это прежде всего красивый конь. В то время художник и не подозревал, что скоро к власти придут большевики и его нарекут провидцем эпохи.

Двойные «Запорожцы»

Когда в 1890 году И.Е. Репин создал своих «Запорожцев», у картины появилось сразу два претендента на обладание. Один из них — Павел Третьяков, а другой — император Александр III. Разумеется, картина украсила царские покои, а Третьякову художник любезно нарисовал копию полотна. Долгое время она привлекала внимание посетителей галереи, пока в 1930 году не перешла из собрания Третьяковки в экспозицию Харьковского художественного музея. А среди экспонатов галереи остались лишь этюды и эскизы знаменитой картины.

Ссылка на основную публикацию