- Главные шедевры Третьяковской галереи
- Пукирев, В. В. — «Неравный брак»
- Флавицкий, К. Д. — «Княжна Тараканова»
- Перов, В. Г. — «Охотники на привале»
- Крамской, И. Н. — «Неизвестная»
- Верещагин, В. В. — «Апофеоз войны»
- Шильдер, Н. Г. — «Искушение»
- Герасимов, А. М. — портрет балерины О. В Лепешинской
- Маковский, К. Е. — «Дети, бегущие от грозы»
- Кустодиев, Б. М. — «Красавица»
- Перов, В. Г. — «Утопленница»
- Брюллов, К. П. — «Наездница»
- Кипренский, О. А. — портрет А. С. Пушкина
- Боровиковский В. Л. — портрет Марии Лопухиной
- Саврасов, А. К. — «Грачи прилетели»
Главные шедевры Третьяковской галереи
Картины Третьяковской галереи восхищают людей всего мира, проявляющих интерес к изобразительному искусству. Сокровищница хранит 40000 шедевров живописи, начиная с XI века и до наших дней.
Пукирев, В. В. — «Неравный брак»
Трудно переоценить для русского искусства собрание холстов известного живописца В. В. Пукирева. В зале музея находится шедевр мастера живописи — картина «Неравный брак». На холсте изображена молодая девушка и ее будущий старый, но богатый муж.
На полотне нет второстепенных персонажей. Изображение на заднем плане двух старух в белых саванах поражает зрителя. Это — умершие жены, которые стоят рядом с пожилым новобрачным. Он пережил их и вновь женится на молодой девушке.
Художник показывает, что не простое кольцо надевают на палец невесте. Ее обрекают на страдания, поэтому священник склонился перед ней.
Картина пронизана необыкновенным светом, озаряющим призраков бывших возлюбленных. Центр композиции — безвольная рука женщины, протянутая к венцу.
Флавицкий, К. Д. — «Княжна Тараканова»
В залах Третьяковки находится бессмертное плотно, созданное живописцем на основе народных сказок. В своем произведении мастер стремился рассказать о невыносимом царском режиме в России.
Сюжет картины рассказывает о молодой дворянке, ожидающей казни. У нее нет выбора, она обречена. Лицо искажено гримасой ужаса, вода быстро прибывает, узнице не удастся спастись.
Многим посетителям картина внушает чувство тревоги и страха. Прототипом женщины, изображенной на холсте, является самозванка, арестованная графом Орловым, которая умерла от туберкулеза в одном из казематов Петропавловской крепости.
Перов, В. Г. — «Охотники на привале»
В галерее можно увидеть эту картину живописца, написанную в 1870 г. Холст «Охотники на привале» пронизан наивным юмором, но при более внимательном изучении произведения искусства чувствуется «едкое жало», растревожившее гнилую сердцевину провинциальной жизни.
На картине зритель видит трех персонажей. Старший и опытный охотник рассказывает занимательную историю, но его товарищи по-разному воспринимают ее.
Художник выразительно показывает жизненный опыт, молодость, старость, живущую воспоминаниями. Картину дополняет натюрморт из охотничьих припасов, изображенный правдиво и выразительно.
Крамской, И. Н. — «Неизвестная»
Художники Академии в Москве тяготели к портретной живописи. Композиционный холст «Неизвестная» написан в 1883 г. Иван Крамской, работая над полотном, разрабатывал принципы психологического портрета.
На картине изображена изысканно одетая девушка. Избалованность, неуступчивость, взбалмошность — такова определяющая тема этого холста.
Красавица гордо смотрит на зрителя, она одета в дорогую шубу, украшенную изящными лентами. Живописно решение фактуры тканей: меха, бархата, шелка. Золото выделяется на темном фоне шубы, а серый мех воротника является акцентом, на который зритель обращает внимание.
Верещагин, В. В. — «Апофеоз войны»
Коллекция музея содержит картины художника-баталиста В. В. Верещагина. Полотно «Апофеоз войны», написанное в 1871 г., относится к Туркестанскому циклу.
Автор посвятил его всем завоевателям: прошедшим и будущим. Весь передний план композиции представлен пустынной местностью, заполненной обугленными деревьями.
Верещагин с помощью желтого и черного цветов вселяет в человека ощущение тревоги. Трагическое предчувствие не обманывает зрителя: стая черных воронов, как символ гибели всего живого, заполняет полотно.
Разрушенный город мертв. Картина залита ярким солнцем, на переднем плане зрители видят груду черепов.
Шильдер, Н. Г. — «Искушение»
Шедевры галереи соседствуют с картиной малоизвестного живописца, выходца из прибалтийских немцев. Являясь последователем П. А. Федотова, он создал картину «Искушение».
Основная мысль произведения — столкновение соблазна и неискушенности. В написании картины проявляются особенности письма: распределение света, скульптуры фигур. Сдержанные краски на холсте подчеркивают весь трагизм случившегося.
Большое внимание живописец уделил деталям, которые выражают характер главных героев.
Герасимов, А. М. — портрет балерины О. В Лепешинской
В залах музея находится портрет балерины О.В. Лепешинской, написанный в 1939 г. Это — копия, оригинал долго хранился в доме Риббентропа.
Жанр картины тяготеет к классическому искусству: на полотне изображена знаменитая балерина, важная роль на холсте принадлежит зеркалу, в левом углу зритель видит отражение художника. Его фигура указывает на связь эпох.
Живописец стремился показать в образе балерины ее утонченность, глубину перевоплощения, полноту чувств.
Маковский, К. Е. — «Дети, бегущие от грозы»
Лучшие работы живописца относятся к периоду передвижничества, на переднем плане картины зрители видят мальчика и девочку, на их лицах — испуг, ожидание неумолимо приближающейся грозы.
Дети воспринимают непогоду как катастрофу, девочка особо взволнована, она боится, что ее маленький брат простудится и заболеет. Окружающие предметы на картине внушают неуверенность, шаткий мостик под ногами детей может рухнуть в любой момент. Мальчик крепко обвил руками шею сестры. Реалистично выписаны небо, серые тучи, солнечные блики, освещающие поле.
Кустодиев, Б. М. — «Красавица»
В экспозиции музея есть картина Б. М. Кустодиева «Красавица». На полотне изображена русская женщина. Талант художника позволил передать все его ощущения с помощью акварелей так реалистично, что многие посетители попадают в мир грез.
На холсте изображена русская красавица. Она выглядит целомудренно, хотя на ней нет одежды. Мастер использует для написания картины несколько стилей: дымковскую игрушку, лубочную живопись.
Полотно наполнено цветом, а его особенность заключается в том, что автор сумел выделить в образе ведущие черты характера русской женщины.
Перов, В. Г. — «Утопленница»
Живописец в своих произведениях продолжил традиции Федотова, обличал уродливые стороны действительности, сочувствовал страданиям народа.
«Утопленница» (1867 г.) — примечательное творение русской живописи. Художник передает великую трагедию, связанную с напрасно загубленной жизнью молодой девушки. Равнодушие жандарма притягивает зрителя к картине, делает его участником страшных событий.
Силуэт погибшей женщины подчеркивает черная одежда и разметавшиеся темные волосы на мостовой. Краски подобраны так искусно, что объединяют в едином цветовом решении раннее утро, наступление осени, одиночество погибшей женщины, представленной в жизни себе самой.
Брюллов, К. П. — «Наездница»
В картинной галерее также представлены произведения Брюллова. Знаменитая картина «Всадница» написана благодаря знакомству автора с графиней Самойловой. Живописец создал полотно, изобразившее всадницу Джованну в светлых одеждах.
Художник впервые показал не воинственность конных произведений, а романтическую юность, пленившую зрителя своим очарованием. Современники сравнивали появление девушки на картине с летящим ангелом.
Она осадила лошадь неуловимым движением руки. Мастер с помощью красок сумел передать восторг сестры, выбежавшей встречать наездницу, лай дворовых собак, ржание лошади.
Кипренский, О. А. — портрет А. С. Пушкина
В главном здании музея находятся картины О. А. Кипренского. Самое знаменитое произведение — портрет А. С. Пушкина. Мастер живописи показал великого русского поэта как человека, имеющего независимые суждения.
Изящный поворот головы, проникновенный взгляд, сложенные руки выражают всю гамму чувств и переживаний поэта, столкнувшегося с радостью творчества и горечью поражений. Живописец изобразил гения русской поэзии в сдержанной позе, в изгибе линии рта угадывается затаенная горечь и тревога.
Боровиковский В. Л. — портрет Марии Лопухиной
Государственная галерея хранит наследие, оставленное художником, — портрет М. И. Лопухиной. Автор запечатлел известную молодую женщину. Она показана на фоне развесистой кроны старого дерева в парке, расположенном рядом с полем ржи.
Дама изящно облокотилась на парапет. Ею овладела томная нега. Мастер использует светлые тона, переходы голубого, оливкового, сиреневого цветов. Тонкая шаль, спущенная с плеч, подчеркивает грациозную фигуру.
Художник открывает мир многообразия человеческих чувств и характеров. Он пытается ощутить душевное состояние, задумывается над тем, как формировался характер М. И. Лопухиной.
Саврасов, А. К. — «Грачи прилетели»
Среди полотен Третьяковской галереи посетители отмечают картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Художник стремился к реалистичному методу изображения природы. Мастер передает на холсте колыхание нагретого весеннего воздуха. Он использует две цветовые гаммы: бело-голубые тона для изображения снега, неба, воды, и коричневые краски, которыми написаны деревья и строения.
Цвета взаимосвязаны друг с другом: на земле появились коричневые проталины, в голубой воде отражаются серые дома. Умелое расположение цвета вызывает у зрителя впечатление, что весенний воздух движется стремительными потоками. Художник воплотил в знаменитом полотне образ весенней России.
Про самые известные картины Айвазовского и Врубеля в Третьяковской галерее, читайте здесь и здесь.