- Пушкинский музей
- Информация о музее
- Галерея искусства стран Европы и Америки XIX — XX веков
- Экспозиция импрессионистов
- «Девочка на шаре», Пабло Пикассо
- «Красные рыбы», Анри Матисс
- «Бедный рыбак», Пьер Пюви де Шаванн
- «Завтрак на траве», Клод Моне
- «Красные виноградники в Арле», Винсент Ван Гог
- «А ты ревнуешь», Поль Гоген
Пушкинский музей
Если вы хотите собственными глазами увидеть высокие образцы российской и западноевропейской живописи, посетите Пушкинский музей: импрессионисты, представители модернизма, реализма, мастера Ренессанса и Византии… Богатая коллекция музея тронет сердце даже самого строгого ценителя искусства.
Информация о музее
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ) является одним из крупнейших в России. Главное здание было построено еще в конце ХIХ в. и представляло в те годы музей изящных искусств при Московском университете. В послереволюционное время фонды музея долгое время пополнялись за счет национализации частных коллекций, а также за счет поступления полотен из других музеев, в частности, из Государственной Третьяковской галереи, которая передала в ГМИИ некоторые картины западноевропейской живописи.
Сейчас в фондах ГМИИ им. Пушкина содержится более 670000 произведений русского и зарубежного художественного искусства, графики, скульптуры, коллекции монет, археологические находки. Здесь работают мастерские по реставрации, регулярно проводятся художественные мероприятия. Для тех, кто только планирует посещение музея или не может приехать в Москву, разработана виртуальная экспозиция, размещенная в свободном доступе в интернете.
В 2018 г. наиболее популярной стала выставка «Передвижники и импрессионисты», организаторы которой ставили цель выявить взаимодействие русского и европейского искусства, показать точки пересечения настолько различных на первый взгляд направлений.
До конца января 2019 г. в музее работает выставка «Вечера баронессы Эттинген (Руссо, Модильяни, Аполлинер)», на которой зрителям предлагают познакомиться с историей одного из самых крупных культурных салонов Парижа конца XIX — начала ХХ века.
В апартаментах баронессы проходили встречи деятелей искусства модернизма: поэтов, писателей, художников. Здесь общались и делились идеями представители кубизма, абстракционизма, авангарда. Кроме картин на выставке представлены архивные документы, произведения графики и дизайна. В рамках мероприятия организованы тематические экскурсии не только для взрослых, но и для маленьких ценителей прекрасного.
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX — XX веков
Несмотря на то что галерея создана в здании, построенном еще в эпоху классицизма и принадлежавшем ранее чете Голицыных, этот отдел музея — самый молодой. Он был открыт только в 2006 г., а само обустройство галереи велось с конца 80-х годов прошлого века. Почти все хранящиеся здесь полотна входили когда-то в частные коллекции аристократов и меценатов М.А. Голицына, С.М. Третьякова, С.И. Щукина, И.А. Морозова.
Галерея занимает 3 этажа и содержит 26 залов, некоторые из которых посвящены целым направлениям, другие — отдельным художникам. Здесь хранятся работы ярких представителей романтизма (Гойи, Каспара Д. Фридриха), фовизма, импрессионизма и близкого ему по духу символизма (Эжен Каррьер, Пьер Пюви де Шаванн).
3 зала, объединенные общим названием «Искусство ХХ века» (3-й этаж), содержат полотна, созданные в период войн и революций. Здесь можно увидеть сюрреалистичные работы Жоана Миро, наполненные абстрактными образами полотна Ф. Леже и Л. Сюрважа, картины американских мастеров.
Экспозиция импрессионистов
В фонд зала импрессионистов в Пушкинском музее входят работы всемирно признанных мастеров, среди которых Пикассо, Моне, Сезанн. Импрессионизм появился во Франции как ответная реакция на примитивизм и абстракционизм. И по цветовой гамме, и по технике работы мастеров этого направления отличаются удивительным разнообразием, но главное, что их объединяет, это оригинальность каждого полотна, личность художника, обращенная к зрителю через язык цветов и теней.
В коллекции музея хранятся картины, составляющие достояние мировой живописи. О некоторых из них нужно сказать отдельно.
«Девочка на шаре», Пабло Пикассо
Пабло Пикассо «Девочка на шаре»
Полотно Пабло Пикассо «Девочка на шаре» (1905 г.), олицетворяет собой контраст статики и динамики, унылой реальности и внутренней полной движения жизни. Хрупкая артистка бродячего цирка, изгибаясь и поднимая кверху руки, репетирует свой номер, балансируя на сером шаре. Она смотрит вниз, пытаясь угадать траекторию движения предмета, — и улыбается.
Прямо перед ней на кубе сидит атлет. Сквозь плотно прилегающую к телу майку виды очертания мышц спины. Своей статичной позой, твердостью посадки и силой мускулистого тела он напоминает статую. Фигура атлета гармонично вписывается в изображенную на картине угрюмую природу, обрамленную однообразными холмами и серым невзрачным небом. И только хрупкая девочка выделяется из этого деревенского пейзажа. Она могла бы улететь ввысь, но не способна противостоять силе земного притяжения, и все, что ей остается здесь, — балансировать на шаре.
«Красные рыбы», Анри Матисс
«Красные рыбы», Анри Матисс
Еще одним удивительным образцом искусства импрессионистов является картина Анри Матисса «Красные рыбы»: золотые рыбки, яркие и хрупкие, помещены в тесное пространство цилиндрического сосуда. По сравнению со стоящими на столе горшками с цветами они кажутся несоразмерно большими.
Живописец следует принципу обратной перспективы: нарушая законы пропорций, художник выдвигает на первый план наиболее важные в композиции объекты. Такой подход Матисс позаимствовал из техники иконописи и персидских миниатюр. Красный цвет символизирует жизнь, движение, красоту. Идея витальности подчеркивается обрамляющей аквариум зеленью — листьями цветов и растений. Это одна из наиболее оптимистичных картин наследия импрессионистов.
«Бедный рыбак», Пьер Пюви де Шаванн
Иное впечатление производит на зрителя произведение Пьера Пюви де Шаванна «Бедный рыбак». К берегу реки приставлена старая лодка. В ней, скрестив на животе руки, стоит рыбак. Его голова наклонена, лица не видно. У него тоскливо на душе, какие-то тяжелые думы терзают его одинокое сердце. Хотя он не один — за ним на берегу изображены двое детей-сирот, мальчик и младенец, — в этом мире у него больше нет ни одной близкой души.
Пьер Пюви де Шаванн «Бедный рыбак»
Все полотно пронизывает идея разобщенности — все 3 персонажа картины находятся на расстоянии друг от друга. Они связаны родственными узами, но между ними нет любви. В черных лохмотьях сына, в непристойной наготе брошенного на земле младенца, в отвернувшемся от них и углубившемся в себя отце виден след, который тяжелая утрата оставила на их судьбах. Преобладание на полотне серо-желтых оттенков символизирует безнадежность и глубокую тоску.
«Завтрак на траве», Клод Моне
Клод Моне «Завтрак на траве»
Картина Клода Моне «Завтрак на траве» представляет собой своеобразный диалог с одноименным и несколько вызывающим полотном Эдуарда Мане (хранится в Париже). На полотне Клода Моне показан отдых аристократически воспитанного общества: элегантно одетые мужчины и женщины мирно отдыхают на природе. На расстеленной белоснежной скатерти расставлены тарелки, бокалы, бутылки с вином, пирожные и закуска.
Дамы мирно беседуют, молодой мужчина, прислонившись к дереву, отдыхает, другой задумчиво курит трубку… Типичный отдых благородного общества. Ничто не говорит здесь ни о страсти, ни о сильных чувствах.
Можно представить, что ничего необычного здесь уже не может произойти, однако некую пикантность картине придает выцарапанное на стволе березы сердечко и буква Р (Pierre? Pauline?), а также одинокая фигура мужчины в цилиндре. Среди веселого непринужденного пиршества он производит впечатление отшельника, ревниво наблюдающего за чужой жизнью. Он спрятался за ствол дерева, его никто не замечает, а он повернул голову и внимательно слушает чужие разговоры.
«Красные виноградники в Арле», Винсент Ван Гог
«Красные виноградники в Арле», Винсент Ван Гог
Трудолюбивые крестьяне, согнувшись над кустами созревшего винограда, бережно срывают спелые грозди. На женщинах надеты простые длинные юбки, холстяные рубахи, платки. Вдали видны их дома, которые они покинули еще ранним утром. Это юг Франции, Прованс — место, прославленное своими виноградниками и лавандовыми полями. Здесь Ван Гог прожил всего несколько месяцев в 1888 г., но здесь, за 2 года до гибели, он обрел вдохновение для создания лучших своих произведений — «Подсолнухов», «Ночного кафе» и «Красных виноградников».
Полотно написано крупными мазками, что создает ощущение слияния контуров (техника импасто). Люди и поле, на котором они трудятся, — единое целое. На шедевре мастера мы видим крестьян в разгар рабочего дня, когда круглый отчетливо выписанный диск солнца безжалостно палит и сушит землю, траву, виноградные листья. Здесь почти нет зеленого цвета. Желтое небо, желтое поле, желтая дорога, — и только красные виноградники и голубые фигурки деревьев и людей.
В Россию полотно привез российский предприниматель и коллекционер И.А. Морозов. После национализации 1923 г. картина попала в музей.
«А ты ревнуешь», Поль Гоген
«А ты ревнуешь» Поль Гоген
На берегу реки под палящим зноем расположились две молодые женщины. Их крепкие обнаженные тела пронизывает приятная истома. Она думают, разговаривают и мечтают только об одном — о любви. Одна из женщин поворачивается к другой и спрашивает: «А ты ревнуешь?».
Эту картину Поль Гоген считал одним из лучших своих произведений. Как и на большинстве других таитянских полотнах мастера, в ней преобладают теплые тона и практически отсутствует тень. Солнце стоит высоко над землей. Это жаркий летний день, но таитянки не боятся солнца, не стыдятся наготы. Они — дети природы, ее часть. Красные цвета юбок женщин контрастирует с зеленой листвой дерева, что подчеркивает страстность, энергию женщин, их любовь к жизни и наслаждениям.
Гоген написал полотно в 1892 г. и через 3 года продал его на распродаже в Париже за 500 франков (около 20 долларов, 40 руб. по курсу начала ХХ века). В 1908 г. произведение приобрел и привез в Москву коллекционер С.И. Щукин, а после революции оно попало сначала в ГМНЗИ, потом — в ГМИИ им. Пушкина.