Виктор Васнецов в Третьяковке: самые известные произведения мастера

три богатыря васнецова Москва

Виктор Васнецов в Третьяковке

Знаменитый русский художник Виктор Васнецов относится к замечательной плеяде живописцев XIX века. За ним прочно закрепилась репутация непревзойденного мастера художественного образа, уделявшего особое внимание сказочным и былинным сюжетам.

Виктор Васнецов
Виктор Васнецов

Автор таких известных полотен как «Богатыри», «Аленушка» и «Иван-царевич на Сером Волке» с детства запомнился большинству из нас репродукциями из школьных учебников и календарей. В нескольких залах Третьяковки выставлены известные всему миру картины этого живописца.

Почитать другие статьи про Третьяковскую галерею можно здесь.

Ковер-самолет, конец 1870-х

Одно из известнейших произведений В.М.Васнецова – перенесенная на холст картина «Ковер-самолет» (конец 1870-х годов). Важное замечание: В последнее время она находится в Нижегородском художественном музее.

В основу сюжета заложена история о волшебном ковре, на котором Иван Царевич отправился на поиски своего счастья. Основное действие происходит на фоне сизо-зеленых сумерек, спустившихся над сказочными и неизведанными землями с парящими над ними птицами.

С помощью этого приема художнику удалось передать мистическое настроение и позволить зрителю ощутить себя в атмосфере известных сюжетов произведений Александра Сергеевича Пушкина.

Достаточно символична и предыстория создания полотна «Ковер-самолет», которое было заказано мастеру специально для размещения в залах корпуса Донецкой железной дороги.

С квартиры на квартиру, 1876

На этом полотне художником изображена пара, вынужденная постоянно менять свое место жительства.  Бредущие по пустынному берегу Невы супруги совершенно не представляют себе как им дальше жить.

Заметно, что это люди преклонного возраста и что им совсем не просто передвигаться на дальние расстояния, тем более что они вынуждены идти пешком. Одетому в темное зимнее пальто мужчине с трудом удается укрыться от сильного ветра, дующего с реки.

Рядом с ним идет пожилая женщина и несет в свободной руке вместительный баул с домашней утварью. В бауле мы видим кухонную посуду, которой не нашлось места в скудном багаже супругов. Сразу понятно, что люди эти живут совсем бедно, так как все свои вещи они смогли унести в руках.

Три царевны подземного царства, 1879 год

В самом конце 70-х годов мастеру были заказаны три картины для размещения в парадных залах здания железной дороги в городе Донецк. Одна из них особенно подчеркивает приверженность Васнецова русской фольклорной тематике. На этом полотне в красочной форме изображены три замечательные красавицы, как будто сошедшие со страниц русских народных сказок. Это: Золотая царевна, а также ее Медная и Каменная спутницы.

Обратите внимание: Последняя из этих девушек олицетворяет каменный уголь и неразрывно связана с тематикой железных дорог.

Да и оставшиеся две царевны по сути своей – это символы богатства родного края, славящегося золотыми и медными рудниками.

Эта картина была написана в двух вариантах, поскольку первый не понравился правлению дорог.  Таким образом, первый вариант был приобретен братом знаменитого магната Саввы Мамонтова и позднее подарен Третьяковке.

Аленушка, 1881

Одна из картин, представленных в Третьяковской галерее, – это хорошо известная всем «Аленушка», написанная по мотивам русских сказок.

На полотне художник с большой проникновенностью передал образ бедной девушки, обессилевшей после тщетных поисков своего потерянного брата. Не найдя его, Аленушка сидит на большом валуне у лесного озера в горьком одиночестве.

аленушка васнецова

Вся природа вокруг с ее хмурыми облаками и блеклой растительностью лишь усиливает переданное художником грустное настроение героини.

Обступивший ее со всех сторон дремучий лес также выглядит неприветливо и даже угрожающе. Волосы у девушки в беспорядке от долгих и безуспешных поисков, а босые ноги упираются в холодный камень. Одетая в свой старый сарафан, Аленушка пригорюнилась и уже совсем потеряла всякую надежду.

Но над ее головою можно различить несколько ласточек в полете, что символизирует надежду на благополучный исход. Этим художник как бы дает понять, что судьба бедной девушки не так уж безысходна и что она обязательно отыщет своего брата.

Вся картина пронизана атмосферой легкой печали и тишины осеннего леса с живописно изображенной гладью лесного водоема. В целом, она оставляет впечатление какой-то таинственности и неопределенности, сопровождающейся, тем не менее, зыбкой надеждой.

Иван-царевич на Сером Волке, 1889

В основу сюжета этой картины заложена народная сказка о том, как царевич похищает Елену Прекрасную и уходит от погони верхом на своем старом друге, – Сером Волке.

С тревогой вглядывается Иван-царевич в окружающий их дремучий лес, но все же уверенно держит Елену в своих объятиях. Она же совсем покорилась ему и полностью смирилась со своей судьбой. Прижавшись к спутнику, девушка даже не пытается осмотреться вокруг – так сильно они напугана всем, что с ней происходит.

С быстротой ветра пролетает Серый Волк по сказочному лесу, и если немного приглядеться – можно представить себе, что вся группа как бы парит над болотом, окруженным тайгой. Несколько оживляют пейзаж лишь белые лилии и растущая рядом яблоня. Эта важная деталь картины напоминает зрителю сюжет известной сказки, в которой все начинается именно с золотых яблок.

На сказочность сюжета указывает и одеяние героев картины. Голубой шелковый наряд Елены прекрасно гармонирует с расшитым золотом кафтаном похитителя. Все полотно светится изнутри и наполнено чудесным мерцанием, усиливающим сказочность окружающего пространства.

Царь Иван Васильевич Грозный, 1897

В этой картине облик Ивана Грозного представлен с невероятной глубиной. Художник с большой исторической достоверностью показывает, насколько реальным был образ грозного российского правителя.

Похоже, именно старинная архитектура подтолкнула Васнецова к тому, чтобы серьезно задуматься о личности царя, а также о содержании всей эпохи его правления.

Ему удалось в точности воссоздать величественный образ Ивана Грозного, которого отличала не только твердая воля, но и глубокий ум, суровость и решительность. Они естественным образом соединились в этой натуре с такими негативными чертами, как подозрительность и скрытность, которые были характерны для эпохи предательств и смут.

Изображенная во весь рост фигура царя с его выразительными руками, занимает почти все живописное полотно по вертикали. Такое ее положение выбрано намеренно, т. к. оно позволяет художнику передать ощущение величественности и властности. В целом же картина Виктора Васнецова отличается некоторой строгостью и даже сдержанностью.

Одеяние царя передано с большой исторической достоверностью, а его окружение и архитектурный фон – это, скорее всего, из области фантазий мастера.

Богатыри, 1898

При входе в зал №26 можно увидеть сразу три картины. На одной из них изображены три всадника на могучих конях, остановившихся на границе охраняемых ими владений.

три богатыря васнецова

Она так и называется – «Богатыри» и посвящена былинным персонажам русских сказаний:

  • Добрыне Никитичу,
  • Илье Муромцу,
  • Алеше Поповичу.

Эти три богатыря олицетворяют собой всю мощь и непобедимость героев былин и русских сказок. По осанке и выражению их лиц сразу угадывается решимость любой ценой отстоять свои земли и защитить Родину от любых посягательств.

Снегурочка, 1899

В центре следующей картины изображена идущая по зимнему лесу Снегурочка. При внимательном ее рассмотрении сразу понимаешь, что, акцентируя зрительское внимание на облике Снегурки, художник рассказывает нам полную драматизма историю.

Весь ее вид, включая разведенные в стороны руки, а также слегка неуверенную походку свидетельствует об истинной глубине человеческих переживаний. В ее глазах отражаются такие драматические чувства, как неуверенность в себе, страх перед неизвестностью и настоящая человеческая печаль.

Настроению сказочной девушки вторит и изображенная на полотне таинственная и несколько сумеречная картина зимнего леса. Похоже, что эти чувства были навеяны автору вполне реальным произведением – пьесой А.Н. Островского.

После этого, изображенная на картине героиня, уже перестает напоминать собой какой-то сказочный персонаж. Это — самая обыкновенная и немного напуганная девушка, которая не может решиться на окончательный и бесповоротный шаг.

Заключение

Подводя итог описанию картин Васнецова в Третьяковской галерее, отметим, что общее впечатление от их просмотра переносит зрителей в сказочную страну красавиц и злодеев, знакомую всем по русским былинам.

И даже спустя какое-то время по завершении посещения экспозиции, у нас в сознании долго живут изображенные на картинах художника сказочные и реальные образы.

Не знаете, что посмотреть в Третьяковке? Мы уже писали, например, про картины Айвазовского и Врубеля в Третьяковской галерее. Почитать про тайны и загадки галереи можно здесь. Вообще, все что нужно знать перед посещением Третьяковки, находится здесь. Про другие художественные музеи читайте по ссылке.

Оцените статью